0
1792
Газета Стиль жизни Печатная версия

26.01.2005

Тайна зачарованного старца Григория

Тэги: распутин, биография


распутин, биография Портрет Григория Распутина, 1914 г.
Художник З.Краруп

Личность загадочного старца Григория Распутина неизменно приковывает к себе внимание людей, интересующихся отечественной историей. Многое в биографии этого человека настолько приукрашено и извращено, что фактически невозможно отличить правду от вымысла.

Григорий Распутин родился в селе Покровском Тюменского уезда Тобольской губернии 10 января 1869 года. Его отец Ефим Распутин работал ямщиком и обрабатывал землю, мать Анна (в девичестве Паршукова) вела домашнее хозяйство.

Уже в детстве Гриша обнаружил в себе дар ясновидения. В раннем возрасте Распутин питал отвращение к воровству. Он был уверен, что его воровство моментально откроется, потому что сам сразу замечал, если кто-то из его товарищей украл. Однажды, лежа в постели в лихорадке, Григорий услышал разговор отца с соседними мужиками о недавней краже лошади. Виновный не был найден. Во время этого разговора мужчин мальчик вскочил, указывая на одного из них, и обвинил его в краже. Ефим приписал поведение своего сына жару. Однако некоторые из мужиков проследили за указанным Григорием односельчанином и обнаружили в его хозяйстве украденную лошадь.

В мемуарах современники упоминают о странных обмороках, наблюдавшихся у Распутина на протяжении жизни. Сам о себе он пишет: «Вся жизнь моя была болезни. Всякую весну я по сорок ночей не спал. Сон будто как забытье┘ Медицина мне не помогала, со мной ночами бывало, как с маленьким, мочился в постели». Иногда Распутин чувствовал необъяснимое беспокойство, которое могло сменяться безудержной веселостью. Известна страсть Распутина к бешеным пляскам, продолжавшимся по 3–4 часа без остановки. Очень часто Григория посещали видения и слуховые галлюцинации.

Все эти симптомы характерны для так называемой черной немощи, или эпилепсии. Медицине известны необычные способности некоторых больных эпилепсией к предсказаниям и ясновидению. Проявлением болезни можно объяснить чередование религиозного аскетизма старца с периодами крайнего разгула и повышенной половой страстности.

Распутин, по словам великой княгини Ольги Александровны, никогда не забывал семью (жену Прасковью и троих детей Дмитрия, Варвару и Матрену), был глубоко и искренне привязан к ним. Уже осев в Петербурге Григорий выписал туда дочерей. Матрена в октябре 1917 года вышла замуж за поручика Соловьева. В эмиграции она была цирковой актрисой, укротительницей.

1892 год стал поворотным в судьбе Григория. Он совершил паломничество в Верхотурский монастырь. Вернувшись в Покровское, Григорий в течение пяти лет не притрагивался к мясному, бросил пить и курить, стал ревностно соблюдать церковные посты. В 1893 году Распутин отправился странствовать по святым местам России, побывал на Афоне в Греции, потом в Иерусалиме. В 1915 году была опубликована книга Григория Распутина-Новых «Мои мысли и размышления» с кратким описанием скитаний «старца» и его рассуждениями на религиозные темы. В этой и в другой своей книге – «Житие опытного странника», появившейся в 1907 году, Распутин изложил свои религиозно-философские воззрения.

Проскитавшись три года, Распутин вернулся в Покровское сильно изменившимся человеком. Он стал еще более богомолен, истово крестился, бился лбом о землю до крови. Говорил загадочно, отрывистыми фразами, стал претендовать на пророчество и предсказание. Весть о появлении нового пророка-исцелителя разнеслась далеко за пределы села. К Распутину потянулись страждущие из разных мест.

Однако оседлая жизнь в родном селе не давала «старцу» необходимого душевного успокоения. В 1900 году Распутин снова отправляется странствовать. На этот раз его путь лежит в Киев. «Я шел по 40–50 верст в день и не спрашивал ни бури, ни ветра, ни дождя», – вспоминал Распутин. Странствуя и общаясь с представителями духовенства, «старец» приобретал опыт духовной жизни. Одна из таких встреч с архимандритом Хрисанфом определила дальнейшую судьбу Распутина – с письмами, полными похвал, отправил любимого ученика в Петербург к гремевшему в столичном обществе славою аскета и глубокого мистика архимандриту Феофану.

«Григорий Ефимович, – говорил Феофан, – крестьянин, простой человек. Вашим Величествам принесет пользу его выслушать, потому что голос русской земли слышится из его уст».

Первая встреча с царской семьей состоялась 1 ноября 1905 года. Под этой датой царь запишет в своем дневнике: «Мы встретили Божьего человека – Григория Ефимовича из Тобольской губернии». «Распутин вошел в царский дворец так же спокойно и непринужденно, как входил в свою избу», – отметит в воспоминаниях Феликс Юсупов. Сторонники крайне правых взглядов, среди которых было немало представителей духовенства, предполагали сделать «старца» орудием влияния на царя.

Спустя некоторое время после появления Распутина в Петербурге архимандрит Иоанн Кронштадтский предложил ему стать членом «Союза истинно русских людей», общества, созданного для борьбы с революционерами и оказания поддержки трону. В союз входили видные иерархи Русской Православной Церкви: Гермоген, Феофан, Илиодор, а также кое-кто из крупных землевладельцев и аристократов.

Распутин становится модным. Его вводят во влиятельные круги Петербурга, подыскивают жилье в доме члена Синода Сазонова. Проповеди «старца» собирают огромное количество слушателей. После чудесного исцеления наследника Алексея на глазах у изумленных родителей императрица «настолько уверовала в Распутина, что сочла его за Богом посланного человека, имеющего специальную миссию – спасти и сохранить наследника русского престола». Однако независимое и высокомерное поведение простого сибирского мужика по отношению к царским сановникам и аристократам спровоцировало ненависть и злобу с их стороны. Безграничное доверие императрицы и государя, считавшего Распутина «хорошим, простым, религиозным русским человеком», породило зависть некоторых соратников по «Союзу истинно русских людей». Поползли слухи о сладострастии и безудержном пьянстве Распутина.

Осознав, что скомпрометировать «старца» в глазах императорской четы не удастся, его решили уничтожить физически. В ночь с 16 на 17 декабря в доме Юсуповых на Мойке, под звуки граммофона, закончилась жизнь «святого черта» Григория. Убийцы, великий князь Дмитрий Павлович, Феликс Юсупов, доктор Лазоверт, поручик Сухотин и депутат Думы Пуришкевич, оскопили труп Распутина и сбросили в Неву с Петровского моста. Расследование, начатое было по указанию Николая II, постепенно свелось на нет. Никто не был наказан.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Счищение нимба

Счищение нимба

Константин Уткин

Книга о Нике Турбиной, которая перестала быть идолом

0
2834
Угадать улику времени

Угадать улику времени

Сергей Слепухин

Биография Бориса Пастернака как семейный портрет

0
1293
В биографии куратора мусорной реформы нашли захороненные истории

В биографии куратора мусорной реформы нашли захороненные истории

Денис Писарев

К способностям нового заместителя главы Минприроды обеспечить декриминализацию отрасли возникли вопросы

1
1713
А если бы не революция

А если бы не революция

«Король поэтов» и будуарный футурист Игорь Северянин

0
543

Другие новости

Загрузка...
24smi.org