0
1785
Газета Стиль жизни Интернет-версия

19.03.2008 00:00:00

Пурим в стране аятолл

Тэги: иран, праздник, израиль


иран, праздник, израиль Архитектура мемориала Эсфири и Мардохея в иранском городе Хамадан словно символизирует участь народа, живущего в изгнании среди могущественных иноверцев.
Фото предоставлено Культурным представительством при посольстве Исламской Республики Иран

Завтра вечером иудеи всего мира будут отмечать праздник Пурим, посвященный спасению еврейского народа от истребления во времена персидского царя Артаксеркса из династии Ахеменидов. Особым смыслом этот праздник наполнен для еврейской общины Ирана, которая насчитывает сегодня несколько десятков тысяч человек. Последнее время много говорят о политической ситуации вокруг Исламской Республики Иран, о противостоянии этого государства с Израилем, но мало кто знает, что на территории страны находятся несколько важнейших для еврейского народа святынь, одна из которых напрямую связана с Пуримом. Речь идет об усыпальнице Эсфири и Мардохея в городе Хамадан на северо-западе современного Ирана. К мавзолею в Хамадане уже не одно столетие во время Пурима устремляются евреи-паломники со всей страны и, как уверяют иранские власти, из других стран.

Главные действующие лица истории, которая легла в основу этого праздника, Эсфирь и Мардохей (в еврейской традиции Эстер и Мордехай) – плоть от плоти персидской земли, где иудеи оказались в результате Вавилонского пленения в VI веке до н.э. Родина персидской царевны и ее дяди, чьи имена вписаны в историю еврейского народа – провинция Парс, исторический центр Ирана.

Согласно библейской «Книге Эсфири», иудеи в персидском государстве подверглись опасности тотального истребления. Но благодаря заступничеству царицы Эсфирь козни ненавистников евреев были раскрыты.

Мусульманские властители средневековой Персии, как видно, испытывали к героям «Книги Эсфири» особое почтение. В XIV веке по указанию Джалала ад-Доуле, министра Аргун-шаха, правившего тогда Ираном, была сооружена усыпальница для этих знаменитых евреев. Сооружение, которое мы можем наблюдать и сейчас, внесенное, кстати, в список историко-культурного наследия Ирана нынешним исламским режимом, возведено на фундаменте более древнего здания, построенного в X веке.

Архитектура мемориала Эсфири и Мардохея словно символизирует участь народа, живущего в изгнании среди более могущественных иноверцев. Правда, мусульмане объясняют непрезентабельность экстерьера стремлением иудеев не нарушить установление Священного Писания о запрете поклонения кумирам. Приземистая башня из жженого кирпича, невзрачная внешне, скрывает внутри пышно убранную гробницу. В центре два деревянных саркофага, украшенных резьбой в традиционной иранской манере «манабаткори». Тот, в котором покоится Эсфирь, богаче и представительнее, а главное, древнее – он датируется XV веком. Место упокоения ее дяди гораздо более позднего периода. Саркофаг Мардохея выполнен в начале прошлого века знаменитым мастером резьбы по дереву Инаятоллой ибн-Хазраткули Тунсеркани.

До недавнего времени в мавзолее хранился свиток Торы (Пятикнижия Моисея), датируемый IX веком. Сейчас этот артефакт находится в местном музее. Что интересно, Священное Писание из мавзолея Эсфири и Мардохея выполнено на оленьей коже, а не на пергаменте из телячьей кожи, как обычные свитки Торы. Это тоже местная специфика: в Иране в изобилии водятся олени.

Хотя действие «Книги Эсфири» происходит в Сузах (ныне город Шуш на западе Ирана), царица и ее дядя покоятся в городе Хамадан, в Средние века бывшем столицей персидского государства. Более того, Хамадан – колыбель иранской государственности. Предание говорит о том, что именно в этом месте в 706 году до н.э. собравшиеся персоязычные мидийские племена выбрали своего первого царя. Эсфирь, еврейка по происхождению, была женой персидского царя Артаксеркса, и ее история вошла в летописи этой страны. То обстоятельство, что она похоронена рядом со своим дядей, а не мужем, возможно, говорит и о том, что мусульмане признают сакральный характер иудейской священной книги. Мавзолей высится в центре бывшей столицы, неподалеку расположена усыпальница знаменитого Авиценны, а также одного из пророков Ветхого Завета Аггея. Вот так на древней иранской земле переплетена история персов и евреев.

Об идентичности останков Эсфири и Мардохея ведутся споры в научном сообществе. В связи с древностью событий «Книги Эсфири» (V век до н.э.) это неудивительно. Остается открытым вопрос, где библейские герои покоились вплоть до X века н.э., когда было, по преданию, сооружено первое здание усыпальницы. Мавзолей в Хамадане давно стал явлением не столько исторического, сколько культового характера, а с учетом произошедших в Иране после 1979 года преобразований получил еще и политическое значение, во всяком случае для официального Тегерана.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
927
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
1029
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1305
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
918

Другие новости