0
818
Газета Стиль жизни Интернет-версия

03.06.2008 00:00:00

В стране подземных королей

Тэги: метро, общество


Когда у меня появляется свободное время, я отправляюсь в метро. Нет, не туда, в огромный мега-гипермаркет, а в обыкновенную подземку родного города. Жизнь здесь, под землей, необыкновенная, не зря осмотр станций Московского метрополитена входит в программу путешествия иностранных туристов по российской столице. Высыпают они из вагонов прямо на середину станции «Комсомольская», например, и не помеха им ни огромные толпы спешащих куда-то москвичей и гостей столицы, ни их многотонные чемоданы и баулы, ни сопроводительные комментарии гида. Ходят как в музее, дотошно все разглядывают, повсюду россыпи вспышек фотокамер. Даже иногда завидно становится, что иностранцы специально выходят из вагонов, чтобы побольше про наше метро узнать, а мы, москвичи, архитектурными изысками не восхищаемся, нам некогда. Хотя, например, парижскую метростанцию у Лувра я помню в мельчайших подробностях, с нишами, где, как заверяли подписи, стоят подлинные музейные экспонаты. Но я отвлеклась.

Вы никогда не пробовали гулять под землей? Не спешить, не мчаться вниз и уж тем более вверх по эскалатору, словно сбереженные таким образом секунды помогут стать удачливее, счастливее, а просто ходить, ездить, смотреть, и не только на расписные стены и потрясающей красоты люстры на перронах станций. Жизнь в подземке многообразна и красочна. Здесь случаются истории любви, показы мод, шумные собрания абсолютно незнакомых людей и даже песенные или поэтические вечера. Но главное – все без исключения пассажиры здесь действительно равны в правах и обязанностях.

Впрочем, бывают и здесь исключения. Час пик. Прибывающий на станцию поезд люди берут с боем, вжимаясь в открывающиеся двери с силой кентавров, под ноги никто не смотрит, главное – занести в вагон верхнюю часть самого себя. Толпа ввинчивается, уплотняется и совершается немыслимое – почти все попадают внутрь. Поезд трогается, тут бы и отдышаться, протиснуться дальше, в глубь вагона. Но что это? Во всю длину вагонной скамьи разлегся даже не бомж, их почему-то стало много меньше, равно как и вагонных попрошаек (непонятно только, это результаты сезонной или все-таки основательной работы сотрудников правоохранительных органов метрополитена?), а вполне приличного внешнего вида молодой мужчина. Конечно же, в хорошем подпитии. Он уютненько лежит на всем том пространстве дерматина, где обычно помещаются шесть, а то и семь человек. Но он лежит один и даже всхрапывает иногда, и ноги-руки раскидывает, а спешащие по делам люди стоят, словно шпроты в банке, и ничего, никто не ропщет. Наоборот, сердобольная бабулька подбирает с пола выпавший из рук пьянчужки пакет, подкладывает ему под бочок: «А то забудет еще», – объясняет нам, словно оправдываясь. Ну где еще будут так терпимо и снисходительно относиться к человеческим слабостям, как не в подземке, через которую ежедневно проходят, как утверждает начальник Московского метрополитена Дмитрий Гаев, больше семи миллионов человек?!

Здесь, под землей, кипят вполне шекспировские страсти, тут влюбляются, ссорятся, обучаются, бегут, танцуют... Покупают бессмысленные безделушки и едят вкусно пахнущие на весь подземный переход слойки и пироги. Только в метро можно убедиться, насколько любят читать россияне, и ведь чего только мы не читаем?! Журналы разнообразной тематики, масса детективов, любовных романов, учебников – это, сразу видно, те, у кого экзамены на носу. Правда, замечено, читают в основном те, кто стоит. В неудобной позе, утыкаясь в спины или еще во что-нибудь рядом стоящих, но читают. Те же, кто сидит, почему-то вступают в какие-то только им понятные игры с собственными мобильниками.

Но особенно приятно (и ты тогда как шарик воздушный гелем наливаешься, если видишь), что тот, кто рядом стоит, читает в рабочее утро не что-нибудь, а твою родную газету. А уж если краем глаза заметишь, что именно твою статью, информацию для которой ты вчера в поте добывала, то за это можно все отдать и простить. Даже если этот уже любимый читатель «НГ» с хрустом переворачивает газетные листы, абсолютно не церемонясь и тыча ими тебе и соседям в лицо.

Обитатели столичного метро ценят каждую минуту по пути на работу, домой, на свидание, да мало ли еще куда. Главное, чтобы помехи не были опасными для жизни. Минувшей зимой входивший передо мной в вагон мужчина вдруг оступился, правая нога провалилась в узкое пространство между перроном станции и самим вагоном. Еще мгновение, и могло бы случиться непоправимое, машинист уже собирался закрывать двери┘ Но велика сила товарищества в метро: двое молодых ребят держали двери, не давая им захлопнуться, а один буквально за шиворот втащил бедолагу в вагон. Его куртка-«пилот» треснула по всему рукавному шву, но этого не замечал ни сам пострадавший, ни его спасители. Поезд тронулся, а чуть не упавший под колеса все норовил обнять всех троих разом.

У меня самой недавно случилась история, до сих пор не знаю, как ее трактовать: то ли курьез, то ли еще что, но радости при этом я не испытывала ни тогда, ни сейчас, вспоминая.

Станция «Третьяковская», послеобеденное время, народу на платформе мало, но кто-то все равно умудрился толкнуть меня в спину, да так, что с правой ноги, занесенной для того чтобы войти в вагон, соскочила туфля и – о ужас! – упала вниз, на рельсы. Поезд уехал, а я несколько минут (или секунд?) стояла в отупении на одной ноге, словно цапля. «Вы подойдите к дежурной», – подсказала забегавшая в следующий поезд сердобольная женщина. Подойти – это мягко сказано. Представляете, идти без одной туфли по мраморному полу, по которому до тебя прошли тысячи людей? Сидевшая в стеклянной будке смотрительница эскалатора минут 20 в упор меня не замечала, несмотря на мой комичный вид с поджатой босой ногой. Потом снизошла, велела идти обратно, к месту падения предмета. Через какое-то время подошла еще одна сотрудница подземных чертогов, с палкой-рогатиной. К тому моменту я была близка к истерике. «Показывай, растяпа, куда тапок скинула», – не так чтобы недобро, но и без сочувствия произнесла дежурная. На рельсах моей туфли видно не было. «Приходи после двух ночи, – явно злорадно приказала мне женщина в красной шапочке. – Когда поезда остановим, достанем». – «А как же сейчас... – была в ужасе я. «Это уж не моя забота», – как отрезала служительница метро. После долгих препирательств, уговоров, слезных посулов «я заплачу, но дайте, пожалуйста, хоть что-нибудь на ноги», в дежурной каморке мне выдали войлочные тапочки 42-го, кажется, размера (при моем 36-м), внешний вид которых я до сих пор вспоминать боюсь. И я шла в метро, зареванная и растрепанная, в нарядном платье, но в огромных лаптях и старалась не видеть себя глазами окружающих.

А на следующий день, в углу в дежурной каптерке, кроме своей беглянки, я обнаружила несколько десятков туфель-одиночниц, всяких размеров и обоих полов, а еще и детские вариации. Интересно, как, точнее в чем, добирались домой их обладатели?

Начальница станции долго на меня кричала и грозила оштрафовать за безалаберность.

Впрочем, позитива в метро больше.

В день недавно прошедшего в Москве финального матча Кубка Лиги чемпионов между клубами «Манчестер Юнайтед» и «Челси» в поезд буквально ввалилась толпа британских фанатов. Один из них, побойчее, потянул сидевшего и читавшего «Спорт-экспресс» мужчину за рукав и жестами и междометиями попросил показать на мини-схеме метрополитена, на какой станции им выходить, чтобы попасть на матч. Тот добросовестно прочертил пальцем маршрут, заострив внимание на станции перехода. Отсутствие общего языка – англичане ни слова по-русски, поклонник «Спорт-экспресса» не был, судя по всему, знатоком английского – собеседникам не мешало. «О’кей, о’кей», – благодарно закивал головой англичанин и тут же вовлекся в оживленную дискуссию с товарищами. Приближалась станция перехода. Мужчина забросил читать газету и третьим глазом нервно следил за болельщиками, судя по шарфам, «Манчестера». Вот объявляют «Осторожно, двери закрываются», а они все еще в вагоне. Наш не выдержал, встал с насиженного места, в секунду подбежал к фанам и фактически вытолкнул их из вагона. Те радостно потом махали вслед уходящему поезду и сцепляли руки в приветственном жесте, понятном на любых языках.

Так что, если у вас вдруг выберется свободное время, не раздумывайте, спускайтесь в метро и расслабьтесь. Оказавшись в вагоне, отдайтесь его движению, и он обязательно вывезет вас туда, где вы никогда не были. И вам, даже если вы будете ехать по кольцу, обязательно встретятся пересечения людских характеров, жизненных ситуаций и эмоций. Здесь, в подземном царстве, мы все немножко становимся королями, которые все могут. Если захотят.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Лукашенко научит Россию регулированию цен

Лукашенко научит Россию регулированию цен

Михаил Сергеев

Евразийский банк развития обещает Белоруссии новое инфляционное давление

0
774
Пенсионеры спасут белорусскую промышленность

Пенсионеры спасут белорусскую промышленность

Дмитрий Тараторин

Лукашенко осознал дефицит рабочих рук и велел принять действенные меры

0
942
Вклады россиян в банках не живут даже несколько лет

Вклады россиян в банках не живут даже несколько лет

Анастасия Башкатова

Центробанк и Минфин заочно поспорили – из чего формировать источники длинных денег для экономики

0
1233
Иностранцев будут активнее учить российским традициям

Иностранцев будут активнее учить российским традициям

Екатерина Трифонова

Работа по интеграции и адаптации мигрантов пока остается на региональном уровне

0
845

Другие новости