0
3974
Газета Стиль жизни Интернет-версия

13.03.2013 00:01:00

Гибель "Титаника", дубль два

Игорь Шумейко

Об авторе: Игорь Николаевич Шумейко – историк, публицист.

Тэги: титаник. эксперимент


титаник. эксперимент Возможно, «Титанику-2» удастся сделать то, что не удалось его прототипу, – дойти до Нью-Йорка. Фото Reuters

ХХ век отправлен… на реконструкцию – именно так можно истолковать объявление о начале строительства австралийским миллиардером Клайвом Палмером точной копии легендарного парохода «Титаник». Ведь сей корабль – символ Belle Еpoque («Прекрасная эпоха»: счастливое двадцатилетие до 1914-го, всеобщее процветание, технический прогресс, Эйфелева башня, дирижабли, кинематограф). Гибель «Титаника» в 1912 году в мировом сознании совместилась с началом Первой мировой войны, и в этом смысле бизнес-проект Палмера сродни действам популярных исторических клубов, реконструирующих знаменитые события, битвы. Хронологически следующим проектом может стать поездка по Сараево с актерами в костюмах эрцгерцога Франца Фердинанда и Гаврилы Принципа.
Мощное обаяние Belle Еpoque, психологическая неосвоенность обитателями своего, XXI века породили огромную очередь заявок на первый рейс «Титаника-2». Цена – 1 млн. долл. за билет первого класса – включает абсолютно точное воссоздание интерьеров, посуды, формы экипажа и туалетов пассажиров, посуды, меню, музыки, всех мельчайших подробностей исторического рейса из английского порта Саутгемптон в Нью-Йорк. Правда – звоночек из XXI века – строится «Титаник-2» в Китае. Но… его главный конструктор Маркку Канерва заверяет: «С точки зрения безопасности это будет самый надежный корабль в мире».
Недооценили пока сей абсурдистский шедевр: реальный конструктор-корабел Канерва этими словами – давал гарантию? Или включился в историко-реконструкционную игру и просто копировал лорда Пири, строителя первого «Титаника», характеризовавшего его в 1912 году этими же словами.
Что дальше? Заказать на какой-нибудь северной верфи Норвегии или России точную копию того айсберга? Благо и он прекрасно запечатлен: после столкновения был сфотографирован с судна-кабелеукладчика «Мина», с «Принца Адальберта» 16 апреля 1912. Были определены размеры, класс – так называемые «черные айсберги» (что еще на несколько минут оттянуло его обнаружение вахтой «Титаника»).
Еще дальше? Всемирная пиар-кампания под слоганом: «Китай больше не родина дешевых подделок! При новом столкновении – затонул айсберг!»…
Обломки «Титаника» на дне Атлантического океана.	Фото Reuters
А тогда к малозаметному типу Айсберга-1912 добавилась длинная цепочка фактов, факторов, совпадений. Бинокли, запертые на весь рейс в сейфе вторым помощником капитана «Титаника», списанным в Англии и унесшим ключ. Отсутствие сигнальных ракет красного цвета, принятого в мире знака беды (белые были приняты проходящими судами за фейерверк). Качество стали обшивки, заклепок.
Действий экипажа хватило, с большим запасом, на несколько конспирологических томов. Вот еще самая невинная версия: «Непотопляемый» корабль подставили под удар айсберга, чтобы покрыть следы предыдущего столкновения с крейсером и получить страховку.
Расследований, разбирательств за век провели бессчетно (включая Сенат США). Так что можно предположить еще одну миссию «Титаника-2»: гигантский, самый дорогой в истории следственный эксперимент. Но под вопросом сам индекс «2» австралийско-китайского клона. И хорошо известно, кто его может оспорить. Конечно же, Джеймс Кэмерон, построивший для легендарного фильма свой «Титаник-2».
Известно, сюжет исторического фильма и его съемки начинались с российского научно-исследовательского судна «Академик Мстислав Келдыш», батискафов «Мир», в которых на дно к «Титанику» спускался и режиссер Кэмерон и герои его фильма: «Когда мы с русскими закончили подводные съемки, все собрались на палубе. Снимали больше 17 часов подряд, люди предельно измотаны, но все собрались на носу корабля, и мы спустили на воду венок: «Памяти пассажиров и экипажа «Титаника».
Предмет законной гордости: слиянность героической, морской и российской тем – получила развитие. Три года спустя другой знаменитый режиссер, Кэтрин Бигелоу (еще и жена Кэмерона), приступила к другой реконструкции: фильму о советской подлодке «К-19». Вот с ее героями мне довелось познакомиться поближе, пообщаться с экипажем, номинированным в 2003 году на Нобелевскую премию мира. Люди залезли в ядерный реактор, смонтировали аварийную систему охлаждения, когда в 1961-м лодка шла близ базы НАТО в Исландии, – взрыв мог спровоцировать третью мировую войну.
Потрясенная их героизмом, режиссер с мировым именем Бигелоу пробилась на наш Северный флот, облазила, перещупала наши подлодки и сняла вдохновенный фильм. Помню встречи ветеранов К-19 в Кузьминках, на могиле их капитана Николая Затеева, оказавшегося почти мистически похожим на свое экранное воплощение – актера Харисона Форда. Наши моряки тогда без малейшего пиетета отнеслись к Бигелоу, ругали за отступления от истины и только когда убедились, что фильм, по сути, – гимн морским героям, немного отошли, называли режиссера Катя Бигелова...
Австралийский миллиардер Клайв Палмер задумал нечто грандиозное.	Фото Reuters
Возвращаясь к фильму Кэмерона, заметим: его реконструкция оказалась в итоге даже более дорогой, чем исходный «Титаник». Тот по нынешнему курсу стоил 100 млн. фунтов, фильм Кэмерона – 125 млн. Могут возразить: это – весь бюджет фильма, считая жалованье актеров Леонардо Ди Каприо, Кейт Уинслет, саундтрек и т.д. Но в том и смысл исторических реконструкций, что проект включает в себя весь итоговый образ. Ведь и в сегодняшнем палмеровском «Титанике-3» изрядная часть пойдет на обстановку, «аутентичные» мундиры 1912 года для 900 человек экипажа, который тоже неким образом становится актерским коллективом (интересно бы понаблюдать за «кастингом»).
Клайв Палмер скромно оценил похожесть своего «Титаника»: 98%. Из-за удобств, Интернета, гаджетов… То, от чего люди XXI века не смогут отказаться. Итак, в 2016-м из Великобритании в США выйдет корабль: длина 270 м, водоизмещение 40 000 т, 9 палуб, 850 кают, 2435 пассажиров. Та же роскошь, те же 1-й, 2-й, 3-й классы. И это возвращает наш сюжет к исходному «Титанику», символу века. Британская комиссия признала: в огромном числе погибших (1514 человек) виноват экипаж, закрывавший проходы для пассажиров 3-го класса, задержавший их, пока в шлюпки садились пассажиры 1-го и 2-го классов. И то, что люди в шлюпках, стараясь отплыть подальше, не спасали тех, кто находился в воде.
Итого: 1-й класс, всего пассажиров – 325, спаслось – 202 (62,2%); 2-й класс – 285, спаслось – 118 (41,4%); 3-й класс – 706, спаслось – 178 (25,2%). Тут и прообраз всех «классовых битв» XX века. А что с «историческими уроками», веком XXI? «Титаником» № 3?
Хозяин, миллиардер Клайв Палмер, обещал, что в 2016 году купит себе билет в третий класс. 

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1034
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
944
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
1761
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
795

Другие новости