0
3817
Газета Стиль жизни Интернет-версия

22.05.2013 00:01:00

Заметки на ж/д путях истории

Игорь Шумейко

Об авторе: Игорь Николаевич Шумейко – историк, писатель, публицист.

Тэги: история, ржд, транссиб


история, ржд, транссиб Автор с будущими гвинейскими железнодорожниками. Фото из архива автора

Читая курс «Отечественная история» в Московском государственном университете путей сообщения (ранее всем известном как МИИТ), я часто слышу и сам повторяю фразу, в которой сидит уже почти двухвековая история российских железных дорог: «Наша колея пятнадцать-двадцать!» Это – о рельсах, лежащих на расстоянии 1520 мм друг от друга: русский стандарт, действующий по сей день на всей территории бывшего СССР, Финляндии (наследие Российской империи), части Китая (знаменитая КВЖД) и Монголии. Пару недель назад заместитель председателя Совета Федерации Вячеслав Штыров рассказал мне о тяжелых переговорах на Парламентской ассамблее АТЭС во Владивостоке, в частности с монгольской делегацией, по вопросу, какой останется их колея.
Неожиданно ж/д тема остро встала на пересечении тем экологии и Киотского протокола. Оказалось, для выяснения того, кто как загрязнил атмосферу и кто кому, собственно, будет платить, нужно покрыть страны сетями, примерно как в сотовой связи, измерительных станций, 2 млн. долл. каждая. Мне уж не раз доводилось писать об «асимметричном ответе» нобелевского лауреата Поля Крутцена и нашего академика Георгия Голицына: передвижная станция катит по железной дороге, замеряет и… киотские мудрецы по своим протоколам  выписывают счета.
Для больших стран это стало настоящей эврикой, но… Когда вагон-лабораторию решили купить США, вдруг выяснилось, что на тепловозной тяге она не работает: выхлоп «забивает» все тонкие, чуткие приборы. Примерно как Гергиеву репетировать рядом с отбойным молотком. А в США,  уж извините, но железные дороги не электрифицированы, то есть отстают от экологического стандарта советских ж/д еще 1960-х годов…
Но кроме этого стального следа империи признанным в мире стандартом пока остается сам «русский путеец»: создатели крупнейшей в мире Транссибирской магистрали; инженер и талантливый писатель Гарин-Михайловский, устоявший перед уговорами (понятно, что не «пустыми») всего купечества Томска и проведший трассу мимо. Инженер Попов под Иркутском строил сложнейшей экспериментальной конструкции мост и на первое пред очами губернатора Горемыкина испытание тайком сунул в шинель револьвер: застрелиться в случае неудачи… Об этом историческом эпизоде Валентин Распутин писал в книге «Сибирь, Сибирь…».
Министр путей сообщения князь Хилков на период строительства, пожалуй, сложнейшего в мире ж/д участка, знаменитой Кругобайкалки, переехал со своим штатом на берег Байкала, на станцию Слюдянка. Пять лет, включавших и Русско-японскую войну, Транссиб работал с помощью решения, в мировой практике более не воспроизведенного. Зимою на байкальский лед укладывали шпалы, рельсы и проводили облегченные составы. Набоков в «Других берегах» вспоминал впечатления юности: в Европе открыткам с картинками того Транссиба вроде и верили (фотографии все ж!), и не могли до конца поверить.
Все вышесказанное объясняет то, что и сегодня, как отражение вековой репутации, в МИИТе много зарубежных студентов. Конечно, особенно заметны посланцы Азии: Китай, Индонезия, Таиланд…
А в 2012/13 учебном году мне в одной группе (специальность «Строительство мостов и тоннелей») довелось обучать двух гвинейских студентов. Общий курс отечественной истории на семинарах я украшаю железнодорожной фактурой. Как раз в феврале на теме Русско-японской войны я подверг воображение африканцев серьезному испытанию – представить тот байкальский лед, выдерживающий железнодорожный состав (технические условия, вес, удельная нагрузка будущим мостостроителям были знакомы).
Машинист паровоза.	Почтовая открытка начала XX века
Машинист паровоза.    Почтовая открытка начала XX века
Вроде в железнодорожный лед гвинейцы поверили. Может, помогла суровая весна-2013. Вместо зачета зимней сессии и экзамена летней я попросил их сделать доклады о Гвинее,  гвинейско-российских отношениях. Все же их русский, ориентированный на техническую сферу, не позволял углубиться в чащу предмета, в котором мы и сами, честно говоря, не всегда понимаем друг друга.
Теперь слово о моих героях. Драмэ Альфа Ибрахима и Диалло Ибрахима – по стипендии фирмы РУСАЛ поступили в 2011 году на подготовительный факультет МИИТа, изучали язык. С 2012-го они на факультете «Строительство мостов и тоннелей». И как завершался их доклад: «Мы будем учиться по специальности пять лет, после этого вернемся домой, любимая страна Гвинея, будем работать для РУСАЛ».
По осторожной улыбчивой вежливости мои гвинейцы поспорят и с китайцами, выигрывая у наших «за явным». За аккуратную посещаемость тоже довелось ставить их в пример. И очень забавно наблюдать за процессом их освоения. В сентябре, соглашаясь с чем-либо, они только энергично кивали, а в марте, когда я говорил, что к докладу им нужно будет принесли карту Гвинеи на флэшке, ответили хором: «Да бес проблем!» В сочетании с прежней манерой общения этот подхваченный где-то оборот произвел комическое впечатление.
Их доклад начинался, конечно, с Секу Туре, первого президента, вождя освободительного движения, писателя. Друг Советского Союза, при котором Гвинея прочно обосновалась в регистре «стран социалистической ориентации», Секу Туре правил с 1958 по 1984 год. После его смерти полковник Лансана Конте сменил ориентацию на прозападную. Крах СССР, казалось, и вовсе закрыл нашу гвинейскую страницу. Но…
Лансана Конте хоть и правил поменьше Секу Туре, всего каких-то 24 года, однако дожил и до момента, когда Россия поднялась, снова стала играть важную роль. Вспомнил, что военное образование он получил в СССР, приехал, встретился с президентом Путиным, заявил: «Я хорошо знаю русских людей, несмотря на то что это мой первый визит в Россию. Именно благодаря вашей стране (СССР) я сумел занять высокое положение в гвинейской армии и затем уже стать президентом».
Правда, после Конте президенты замелькали – свержения, убийства, смертельные ранения. Но поскольку на моем преподавательском календаре «СССР после войны. Создание социалистической системы», для слушавшей аудитории я спросил Драмэ Альфа: «А сейчас в Гвинее – социализм?» И получил совершенно уже бесподобный ответ: «М-м… пока нет».
Вычисляя примерно траекторию освоения гвинейцами наших реалий и «виртуалий», я предполагаю: наверно, социализм через СССР у них как-то слегка ассоциируется с Россией. Плюс уже в курсе, что короткие «да», «нет» – не совсем вежливы и на вопрос преподавателя: «Вы готовы сегодня отвечать?» – более правильным будет: «Нет, пока…»
Гвинея – достойное опровержение штампу «кормили Африку». Там – половина или 2/3 (по разным источникам) мировых запасов бокситов. А поскольку алюминий – это бокситы + электроэнергия, наши новые алюминиевые короли, имея заводы, электростанции и совершенно забыв этот, которого «м-м… нет пока», рванули в мир за сырьем. И фирма РУСАЛ построила в гвинейской Фрие комплекс, дающий 618 тыс. тонн глинозема и 2,1 млн. тонн бокситов в год. Это очень много.
Но глинозем и бокситы – сырье невеликой удельной стоимости, а значит, логистика, транспорт имеют решающее значение. Российская компания, один из крупнейших работодателей Гвинеи, владеет значительной сетью железных дорог, более 160 км, и вкладывается в ее расширение. Вот почему в Москве, близ метро «Менделеевская», вы можете всегда видеть вежливо улыбающихся будущих железнодорожников африканского облика.

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Юрий Юдин

85 лет тому назад отдельным сборником вышла книга «Малахитовая шкатулка»

0
1310
Нелюбовь к букве «р»

Нелюбовь к букве «р»

Александр Хорт

Пародия на произведения Евгения Водолазкина и Леонида Юзефовича

0
926
Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
446
Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
623

Другие новости