0
3889
Газета Стиль жизни Интернет-версия

12.05.2017 00:01:00

Мусорный ветер

Елизавета Авдошина

Об авторе: Елизавета Владимировна Авдошина – обозреватель «НГ».

Тэги: экология, отходы, мусор, утилизация, курская область


экология, отходы, мусор, утилизация, курская область Вопрос, на который нет ответа: почему кидают мусор мимо контейнеров?.. Фото с сайта www.dddkursk.ru

На Первое мая я неожиданно отправилась в Курск, точнее, в Курскую область. От самого города поселок К. располагается в двух с лишним часах езды. Про Курскую область я не знала ровным счетом ничего, забыв даже, что отсюда родом Михаил Щепкин (об этом вспомнила, только придя в Курский литературный музей, который здесь недавно отпочковался от краеведческого). Типовые ПГТ уже мало чем могут удивить сегодня: максимум, что можно найти, рудименты советского прошлого. Но курский поселок, один из многих, меня удивил сильно. Не будучи рьяным защитником природы (в Greenpeace не состою, хотя пластиковые пакеты экономлю), я возмутилась тем, что увидела. Обширный и плотно заселенный людьми поселок с окружающими его просторными полями (тут надо отдать должное – очень многие вспаханы и засеяны, что сегодня в регионах редкость) кишел мусором. Свалка, мини и макси, была под каждым кустом, в каждом рву:  вся обрамляющая концы поселка зелень была утоплена в бытовом мусоре.

– Сюда еще недавно ходили жарить шашлыки и отдыхать на природе, – говорит мне 22-летний местный парень Ваня, когда мы проходим по берегу вдоль реки. На ее зеленом берегу теперь не то что на пикник не придешь, под кустом не сядешь – все усеяно плотным слоем бутылок, упаковок, пакетов и прочей гадости. Видно, что все это копится относительно недавно и в то же время давно, за один раз теперь мусор не соберешь. Никого, кажется, не вдохновляла возможность собирать хотя бы раз в год население поселка на трудовой Первомай – довольно полезный рудимент советского наследия.

Овечки, которым я долго умилялась на пастбище, и тем более любопытные до подножного корма куры (их держат в каждом доме, в отличие от коров, которых мало где можно найти) миролюбиво бродили в окрестностях или прямо по залежам, щипая что-то из них. Хозяев не беспокоит даже это. Дальше – больше, в излучине речушки, рядом с поселком, все в первый день мая вышли ловить рыбу. Кто как: кто с удочкой, кто с сетью по кличке «паук» или «люлька», кто голыми руками – благо на мелководье можно делать запруды. Все, кто с удовольствием брал от остатков природы то, что ему якобы полагается (как бы это пафосно ни звучало), конечно, не замечал, что над утопленными в воде корнями дерева, под которым так удобно отлавливать рыбешек, образовался панцырь из мусора.  Пакеты и бутылки теребит течение, но для человека его отходы уже слились с общим пейзажем.

Вспоминается Гоголь. Из «Ревизора»: «Городничий. Ах, боже мой! Я и позабыл, что возле того забора навалено на сорок телег всякого сору. Что это за скверный город! Только где-нибудь поставь какой-нибудь памятник или просто забор, черт их знает откудова и нанесут всякой дряни!» 

Причем попробуй обвинить русского человека в равнодушии ко всему живому. В поселке К. кроме кур почти в каждом доме – кролики. До 30 штук. Разводят и для себя, и на продажу. Хозяева одного из хозяйств рассказывали мне, как со слезами на глазах несут каждый год пару ушастых соседу (видимо, у того с нервами покрепче) на разделку. Сами они курицу обезглавить могут, а вот мяконьких, пушистых и таких беззащитных кроликов – рука не поднимается. 

Самое большое впечатление я получила в один из дней, пройдя к центру поселка. Районообразующее предприятие – сахароперерабатывающий завод. По виду сзади (в противовес парадному спереди)  –  сущий Молох из повести Куприна. 

Оказывается, Курская область специализируется на сахаре: выращивает и перерабатывает сахарную свеклу. Растительные отходы производства (жом) можно употребить во благо второй раз. Посельчане покупают его у завода на корм тем же курам и кроликам. Но основную массу, понятно, утилизируют. Видимо, доисторическим способом: просто сваливают в яму, где жом гниет и в теплое время года начинает источать удушающий смрад. Завод стоит впритык к поселку, ветер беспощадно сносит запах разложения на дома, но люди уже, наверное, привыкли. На мои расспросы, отчего такая ситуация, продавщица местного магазина встречно поинтересовалась:

– А вы тут что, дом собрались покупать?

XXI век на дворе. Поезда на железной дороге на 60% уже перевели на биологические санузлы, очевидно, что новейшие химикаты из просвещенной Европы добрались и до России. И у нас стараются естественные отходы разлагать нужным и современным способом. Несколько лет назад мой папа, который уехал жить в деревню практически как дауншифтер в поисках свежего смысла жизни, приобрел на зиму переносной биотуалет, к которому прилагались, кажется, немецкие  химические жидкости. Они разлагали отходы, и их же можно было вернуть в почву без вреда для природы. Правда, родители все равно вернулись к проверенному аграрному способу компоста. 

Я к чему? Неужели для предприятий до сих пор не придумано промышленного аналога? Не верю. Все давно придумано и опробовано. Давно работает. Только не у нас. 

Экологическая тема не отпускала меня и потом. Ближе к Дню Победы я приехала в ту самую подмосковную деревню, где теперь живет мой папа. Роль пр9имерной дочки требовала исполнения всех социальных обязанностей: пришлось плестись на собрание, общественную сходку перед субботником (!) по насущной повестке дня.

Уже с полгода в деревне Г. проблема с утилизацией мусора. Еще недавно все было просто: собирали деньги, платили работнику, который на машине собирал раз в месяц мешки и отвозил их на мусорный полигон под Клином.  Теперь же доблестные власти решили контролировать полигон и пускать только лицензированных «послов» от предприятий. Таков новый закон, который (о чудо!) предполагает раздельный забор мусора – твердые отходы, жидкие, длинномеры. Однако про частников забыли. Точнее, вынуждают втридорога заказывать грузовое такси для индивидуального мусорозабора. 

Как говорит мой папа, еще неизвестно, сколько чиновников кормится от нового закона с его препонами. Обращение деятельного старосты к администрации с просьбой решить проблему в отдельно взятой деревне пока результатов не дает: в целях оптимизации количество чиновников сократили, поселковое управление ликвидировали, теперь нужно обращаться к районному. Там местный глава открывает прием один раз в месяц, только в июне прошлого года у него было в день открытых дверей совещание, в июле  больничный, а в августе – отпуск. Так прошло то лето.

И напоследок. На ежегодном субботнике деревенские убирали территорию близ ж/д платформы, куда дачники, чтобы не платить за вывоз мусора, сносят свои мешки. Здесь наросли настоящие мусорные горы в кустах, хотя до Курской области еще далеко.  Тот же староста в кулуарах рассказывает: злостных сорителей он подловить и схватить за руку с поличным, чтобы выписать штраф, не может. По действующему закону его действия, как представителя местного самоуправления,  могут  посчитать за личную расправу. Нужно ждать официальных экологов  для ликвидации, бесплатного вывоза, свалки и для потенциальной поимки злостных нарушителей. Это единственное спасение. Экологам в нашей стране дан почетный статус дворников  и полицейских.



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
378
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
590
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
435
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
245

Другие новости