2
65061
Газета Стиль жизни Печатная версия

12.03.2018 00:01:00

Метафизика украинского творога и сала

Что такое продуктовое эмбарго в реальной жизни

Антон Рамов

Об авторе: Антон Стефанович Рамов – публицист.

Тэги: украина, санкционная война, продуктовое эмбарго, колбасные поезда, таможня, москва, житейские истории


украина, санкционная война, продуктовое эмбарго, колбасные поезда, таможня, москва, житейские истории С Киевского вокзала привезенные частным образом украинские продукты регулярно поступают в разные районы Москвы. Фото агентства «Москва»

Каждый четверг я покупаю свежие продукты с рук. Продает их Вера, милая украинская женщина лет пятидесяти, которая раз в неделю привозит на продажу еду из-под Конотопа. Рано утром Вера приезжает в Москву, берет на вокзале такси (знакомый таксист ждет ее), продает 70–80 кг продовольствия и вечером того же дня возвращается на поезде обратно домой, в Украину. Везет она сало (двух сортов – чисто белое и с мясными прожилками), домашний творог, свинину, телятину, томатный сок и соленые огурцы собственного производства, сметану, в которой стоит столовая ложка, сливочное и нерафинированное подсолнечное масло (которое «бабы бьют»), самогон в пластиковых бутылках из-под украинского лимонада «Апельсинчик». Под заказ может привезти кролика (от деда-кроликовода Архипа Ивановича) или утку (собственную). 

Однажды я, обольстившись ее рассказами об успехах домашнего птицеводства, заказал у нее курицу, и для привыкшего к ножкам Буша москвича она оказалось культурным шоком: это был буквально гигантский монстр размером с полторы индейки. У этой курицы-гулливера, взращенной на вольных украинских кормах и привыкшей к дворовому простору, был полуторасантиметровый слой подкожного сала... В общем, качество продукции настолько хорошее, что я даже стал покупать у Веры сало и томатный сок по просьбам своих коллег, которые после дегустации их высоко оценили. 

Где-то четверть века назад Вера торговала у меня во дворе и знойным летом, и в лютые московские морозы вдвоем с напарницей Иринкой. Потом Иринка вышла замуж и стала москвичкой… Морозов украинки не боятся, но неумная жадность наших бравых районных милиционеров сделала свое дело: в середине нулевых, после смены руководства местного ОВД новый начальник так задрал ставку, что Вера предпочла договориться с сердобольной старушкой-пенсионеркой и вести торговлю из ее квартиры. Благо «клиентская база» уже была наработана и местные жители спокойно перешли к подобному «надомному» формату торговли. Клиенты – это в основном жители соседних домов: пенсионерки – себя и своих взрослых детей порадовать, и семейные с маленькими детьми вроде меня. К счастью, сотовая связь между РФ и Украиной пока не под запретом, и можно спокойно сделать или дополнить заказ, отправив эсэмэску за 7 рублей. 

– Антон, ты думаешь, я одна такая на Москву езжу, торгую? Да нас таких сотни! Тысячи!..

Одна из пассажирок «колбасных» поездов дальнего следования ступила на столичную землю.	Фото PhotoXPress.ru
Одна из пассажирок «колбасных» поездов дальнего следования ступила на столичную землю. Фото PhotoXPress.ru

Каждую неделю в Москву тянулись и тянутся тысячи таких же женщин из этих «колбасных» поездов дальнего следования. По образованию Вера медсестра, но уже давно работает на себя, выживая как может. Речь у нее певуче-распевная, она легко перескакивает с русского на украинский и обратно. В Конотопе царит двуязычие… Домашние консервы из баклажанов, помидоров и перцев она называет консервация и лечо.  

Когда между Россией и Украиной начался конфликт, Вера не колебалась. 

– Да куда я без Москвы?! Как не ехать, Москва меня кормит! – воскликнула она в сердцах. 

– Ну что, мы теперь враги?! – вопросили в ответ интеллигентные старушки-пенсионерки, как и многие россияне, возбужденные телевизионной пропагандой. 

Вера в принципе не смотрит телевизор: с таким обширным хозяйством у нее просто нет на это времени. Она гнет спину без устали и летом и зимой. Сцена была вполне в духе театра абсурда: лестничная клетка московской панельной многоэтажки, украинка с сумкой на колесиках, бабушки, которые у нее много лет покупают продукты и… геополитика. В окружении творога и сала конфликт, вторгшийся в нашу повседневную жизнь, имперские амбиции и потуги на самостийность показались такими смешными и убогими…

Как выглядит санкционная война на практике? С тех пор как 1 января 2016 года Россия официально запретила импорт продовольствия из Украины, для осуществляющих незаконные перевозки сумма взятки значительно возросла: с 1,5–2 тысяч рублей до почти 5 тысяч. По дороге Вера дает четыре или пять взяток – при посадке в вагон проводнику, украинской таможне, российской таможне и при выходе на вокзале в Москве. Вся разница между нашими и украинцами заключается в том, что украинцы просят «заполнить декларацию» (положить деньги в паспорт), а у российских таможенников это называется «заполнить форму № 2» (положить деньги в паспорт). 

Однажды Вере не повезло, и один особенно ретивый украинский таможенник, забравшись с грязными сапогами на стол, распорол ее мешки, разложенные в багажном отсеке, и, учуяв нюхом домашнюю колбасу, которую женщина везла по спецзаказу для особо важного клиента, изъял ее. С гоголевских времен ведь мало что изменилось – таможенники все так же «берут» душистой домашней колбасой. Вере было даже не столько жалко изъятой колбасы и распоротых мешков, а до слез было обидно из-за того, что таможенник – «плюгавый, злой, мерзкий» – действовал так грубо. Не только обокрал ее, но и унизил, наследил сапогами. Вера ведь советская медсестра и грязи не выносит…  

– А почему вы не ездите на автомобиле? – спросил я как-то Веру. –  Конотоп город почти что приграничный, ехать не так далеко. 

Она мне объяснила, что один раз поехали они так с мужем, и получилось себе в убыток. Машина у них – старенький жигуленок, и гаишники по рации начали передавать, что едет потенциальный «клиент». На каждом посту останавливали и штрафовали – собирали мзду. Муж разозлился и накричал на Веру: «Сама в свою Москву мотайся! Я больше на поеду! Лучше с голоду траву жрать буду!» 

И она мотается и зарабатывает. Пенсия мужа при Януковиче была 120 долларов, а теперь стала 40. Чтобы выжить, нужно вертеться.

В последнее время в СМИ регулярно появляются сообщения о грядущей отмене железнодорожного сообщения между Киевом и Москвой. Депутаты Верховной рады пиарятся, соревнуясь в русофобии, их коллеги из Государственной думы не отстают в патриотизме: зеркальные меры! Асимметричный ответ! Запретить! Не пущать! Взбудораженный телевизор пестрит пропагандистскими сюжетами, а диванные патриоты потрясают флагами. 

За последний год-два интенсивность движения поездов резко сократили, из Конотопа в Москву можно уехать один раз в неделю на молдавском составе Кишинев–Москва. С этого поезда кормятся все – и несколько десятков москвичей в спальном районе, и Вера с семьей, и даже таможенники с обеих сторон границы, спокойно и привычно собирающие мзду. 

Что будет, если железнодорожное сообщение все-таки отменят? Вера вывернется, будет больше продавать «на Киев». Там у нее тоже есть клиенты, но гораздо менее платежеспособные. Московские старушки пенсионерки и молодые родители пойдут за продуктами в сетевые супермаркеты. Таможенники и полицейские найдут другие объекты для поборов. Просто порвется еще одна ниточка, связующая две страны. Просто в Москве будет еще меньше украинской распевной речи, творога и сала.



статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(2)


Bodrycz 10:49 13.03.2018

Все как всегда. Жадность безпредельная шакaлов таможни и гаишников. И Война идет, что тут придумать нового (?). Но не между Россией и Украиной, в Война России с наследниками Священного Рима. Отбиваем очередной Дранг на Восток. А Украина просто под руку подвернулась

Владимир 08:20 14.03.2018

Не скажу за таможню, но интересно, каких гаишников имеет в виду автор? Если наших - то приведу контрпример: прошлым летом ездил на машине в Карелию вместе с украинцами. От Белгорода до Мурманской области. Меня, с российскими номерами остановили 1 раз, в Медвежьегорске. (ремень у пассажира не был пристегнут, побеседовали и разошлись с предупреждением) А украинцев не остановили ни разу за 4500 км! Да и вообще, у нас в Воронеже немало машин на украинских номерах. Особого внимания к ним не замечал



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Москва проголосовала за Путина

Москва проголосовала за Путина

Татьяна Астафьева

Выборы в столице прошли при высокой явке, без сбоев и нареканий

0
1002
Детские эндоскопические центры обеспечат москвичам доступность диагностических исследований

Детские эндоскопические центры обеспечат москвичам доступность диагностических исследований

Татьяна Астафьева

Использование высокоточного оборудования позволяет определить правильную тактику лечения юных пациентов

0
536
В Москве цифровой формат голосования оказался доминирующим

В Москве цифровой формат голосования оказался доминирующим

Елена Крапчатова

Несмотря на огромную нагрузку, электронная система все три дня выборов президента отработала без сбоев

0
1179
Генсек НАТО отправился в турне по Южному Кавказу

Генсек НАТО отправился в турне по Южному Кавказу

Артур Аваков

Визит начался со стратегического союзника Анкары – Баку

0
2026

Другие новости