0
1206
Газета Стиль жизни Печатная версия

15.05.2019 16:08:00

Маяковский был бы доволен

Московский метрополитен – один из самых читающих в мире

Андрей Мирошкин

Об авторе: Андрей Викторович Мирошкин – критик, эссеист.

Тэги: литература, метро


литература, метро И писатели, и строители метрополитена должны копать глубоко. Скульптура у входа на станцию «Рассказовка».

Литература и метро – не столь уж далекие друг от друга темы. В России, стране выдающихся писателей и метростроевцев, эти понятия и вовсе родственные. Об этом напоминают и названия станций, и их облик. По традиции 15 мая в Москве вспоминают об открытии первой очереди метро в 1935 году. Книги в подземельях – большая и многоплановая тема, уходящая корнями в глубокую древность. «В середине 20-х годов группа ученых-энтузиастов во главе с Игнатием Стеллецким предприняла попытку отыскать под Москвой легендарную библиотеку Ивана Грозного. Она, разумеется, не была обнаружена, но освоение подземного пространства пошло в другом направлении. Метропроект стал каменными скрижалями реальной и воображаемой истории, подобием библиотеки, но не Ивана Грозного, а Иосифа Сталина», – пишет искусствовед Семен Михайловский в предисловии к книге «Московский метрополитен».

В состав первой очереди метро вошла станция «Библиотека имени Ленина». Станция эта напоминает о том, какое значение большевики придавали книгам. Лидеры партии сплошь были публицистами, литературными критиками, а иные даже и философами. Книгами главной московской библиотеки неоднократно пользовался и сам Ленин. Вождь революции ни дня не мог прожить без чтения книг и сам писал их. Первая очередь комплекса зданий библиотеки была введена в эксплуатацию как раз незадолго до открытия станции метро. Интересно, что в оформлении станции нет ничего специфически «книжного», зато в аванзалах имеются два панно с портретом Ильича.

В отличие от ряда других станций первой линии «Библиотека имени Ленина» не меняла названия – даже после того, как в начале 90-х сменила имя сама библиотека. А вот некоторые другие «литературные» станции не избежали переименований. Больше нет в столичной подземке «Горьковской» (теперь это «Тверская»), об основоположнике соцреализма напоминает лишь бюст. В 1986 году «Лермонтовской» вернули первоначальное название «Красные ворота». Впрочем, через два десятка лет на другой линии появилась станция «Лермонтовский проспект»: какая-никакая, но компенсация.

«Маяковская» в отличие от площади, под которой она расположена, сумела сохранить свое название. Ныне она состоит в списке объектов культурного наследия ЮНЕСКО. Это «визитная карточка Московского метрополитена», как пишет краевед Александр Зиновьев в книге «Сталинское метро». Колонны подземного зала облицованы нержавеющей сталью, что придает станции индустриальный, футуристический вид. Владимир Маяковский, думается, был бы доволен таким архитектурным решением. Как и мозаиками Александра Дейнеки, на которых изображены молодые активные люди страны – спортсмены, парашютисты, летчики. Юрий Олеша сравнивал огромные арки зала с «гигантскими прорезями для рук в некоем жилете» (не в том ли жилете, который вытеснил в гардеробе Маяковского желтую кофту?). Станцию открыли в 1938 году в составе второй очереди метро. А вот знаменитый памятник поэту на площади появился лишь двумя десятилетиями позже.

И в наши дни на карте метро регулярно появляются станции с литературными названиями. Вокруг оформления одной из них в 2010 году разгорелись споры. Тогда в Интернете появились фотографии станции «Достоевская» накануне открытия. Ее фрески не всем понравились. «Представьте, – возмущался один из блогеров, – человек попадает в подземное пространство, где и без того давящая атмосфера, тревога, клаустрофобия, духота, давка… А тут еще со стен на вас смотрят философствующие убийцы из романов великого писателя. Оформление станции порождает панику, провоцирует пассажиров на суицидальные настроения». К обсуждению подключились искусствоведы, психологи-криминалисты. Звучали призывы заменить или переделать «депрессивные» мозаики.

Но вот крупнейший специалист по творчеству писателя профессор МГУ Игорь Волгин не увидел ничего «возмутительного» в этих фресках. И в целом он приветствовал появление станции с таким названием. Кроме того, литературовед предложил близлежащую улицу Достоевского, где родился Федор Михайлович и ныне находится музей писателя, переименовать обратно в Божедомку. В свою очередь, автор подземных иллюстраций на «Достоевской», заслуженный художник России Иван Николаев, отметил, что классик не нуждается в смягченных адаптациях. Руководство метрополитена взяло паузу на размышление, но в итоге ничего менять не стало. Станцию открыли со всеми фресками Николаева.

На той же линии в 2016 году появилась станция «Фонвизинская». Она названа по близлежащей улице Фонвизина (в том же районе расположены улицы Добролюбова и Руставели, Гончаровский парк и общежитие Литературного института). И здесь снова пассажиров встречает необычное литературно-художественное решение. Вестибюль станции оформлен цифровыми трехмерными панно со сценами из «Недоросля». Причем в образах персонажей лучшей русской комедии ХVIII века художник Константин Худяков запечатлел в том числе и… современных архитекторов – создателей проекта станции. В этом можно усмотреть элемент постмодернистской иронии. Острослов и весельчак, Денис Фонвизин иногда и сам выходил на сцену в роли помещика Скотинина.

В летописи литературного метро немало интересных страниц. «Тургеневскую» и «Пушкинскую» открыли в 1970-е годы на площадях, носящих имена писателей. «Чеховская» появилась в 80-х, как раз в ту пору, когда разделился МХАТ. Станцию «Бунинская аллея» построили в начале ХХI века близ бывшей дачной местности, где Иван Алексеевич не раз проводил летние месяцы и находил сюжеты для новых произведений. Ломоносов (тоже ведь прекрасный поэт, а не только великий ученый) недавно попал на схему метро вместе с проспектом своего имени близ основанного им университета.

Некоторые полагают, что и «Полежаевская» названа в честь русского поэта пушкинской эпохи. Ан нет, она получила название по фамилии одного из руководителей Мосметростроя Василия Полежаева. «Кантемировская»  имеет весьма отдаленное отношение к русскому поэту-сатирику ХVIII века Антиоху Кантемиру: в собственности его отца, помещика и государственного деятеля, три века назад находилась деревня, давшая в 1943 году название гвардейской танковой дивизии.

Литературным может быть не только название, но и дизайн. Недавно в московской подземке появилась станция «Рассказовка», декорированная под библиотеку. Нанесенные на колонны QR-коды позволяют пассажирам скачать на свой гаджет электронные тесты книг. В каталоге не только «Анна Каренина» и «Дубровский», но и, к примеру, сочинения Фредерика Марриета и Элизабет Мид-Смит. Все-таки московский метрополитен – один из самых читающих в мире. Фамилиями классиков литературы здесь расписаны перрон и входные вестибюли. А близ наземного павильона установлена скульптура «Писатель и метростроевец». Первый держит в руке книгу, второй поставил рядом отбойный молоток. Парковая скамейка оборачивается штабелем рельсов. Ротор тоннелепроходческой машины венчает художественную композицию, как бы символизируя общее для этих профессий стремление достичь глубины. Рядом – улицы Корнея Чуковского, Анны Ахматовой, Бориса Пастернака… Того и гляди, живого писателя на эскалаторе встретишь: все-таки Переделкино недалеко. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Требуйте нежную селедку!

Требуйте нежную селедку!

Воображаемое интервью с Надеждой Тэффи по случаю ее дня рождения 21 мая

0
1015
Премия «Независимой газеты» «Нонконформизм» выполнила свою задачу и закрывается

Премия «Независимой газеты» «Нонконформизм» выполнила свою задачу и закрывается

НГ-EL

Не видно глыб

0
2628
Зажечь огонь во тьме

Зажечь огонь во тьме

Алиса Ганиева

Ольга Столповская про эмиграцию, кино, свободу и Виктора Пелевина

0
2233
У нас

У нас

0
1435

Другие новости

Загрузка...
24smi.org