0
4275
Газета Главная тема Печатная версия

22.06.2017 00:01:05

О чем-нибудь вкусненьком

Триптих лауреата премии «Нонконформизм-2017» Сергея Жарикова: оскорбляя чувства верующих, неверующих и всех подряд

Тэги: политика, музыка, философия, андергранунд, юмор, авангард, бах, шансон, русский рок, ссср, москва, моцарт, масоны, интернет


политика, музыка, философия, андергранунд, юмор, авангард, бах, шансон, русский рок, ссср, москва, моцарт, масоны, интернет Лауреат премии «Нонконформизм-2011» Игорь Яркевич вручает диплом лауреату премии «Нонконформизм-2017» Сергею Жарикову. Фото Павла Сарычева

Сергей Жариков. Й. Обана. – М.: Самиздат, 2017. – 516 с.

На последней странице обложки написано: «Это третья книга, автором которой является Сергей Жариков – публицист, теоретик контркультуры, политтехнолог, издатель журналов «Сморчок» и «АТАКА», внесистемный аналитик, основатель группы «ДК»…»

Все верно, теперь, правда, необходимо добавить еще и то, что Сергей Жариков – лауреат премии «Нонконформизм-2017». И перед нами действительно трилогия, триптих. Просто предыдущие две книжки вышли в прошлом году. Первая называется просто «К.Н.И.Г.А.». Вторая… гм… ну, процитировать название я не могу, законы современные не позволяют. Потому что называется она так: «Без (слово на букву «б». – «НГ-EL»)». Контркультура, что уж тут скажешь. Андеграунд, будь он неладен. Нонконформизм.

Собраны в книгах тексты разных лет, печатавшиеся среди прочего «в изданиях самого различного профиля – от журнала ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия» и профсоюзной газеты «Труд» до таких экзотических, как «Сокол Жириновского», «Специальное Радио» или «КонтрКультУра»…» Разумеется, не только там. Издания гибнут, осыпаются, как лютики, только Интернет пока еще остается. Автор предостерегает, и правильно делает, дескать: «Это всего лишь литература. Все совпадения – случайны». Тираж небольшой, нумерованный, у меня экземпляр № 55. Приведу некоторые названия главок (тут ведь не статьи, тут и впрямь, как пишет Жариков, «треки», но для книги они все-таки главки и подглавки). Не все, конечно, некоторые, как вы уже наверняка догадались, цитировать нельзя. Итак: «Полвека на службе у Сатаны», «Оккультные корни русского рока», «Что нам в нас не нравится» (третья книга), «Сила и слабость художника Путина», «Легкая наноэротика подиумных инноваций», «Хипстер Навальный – посланник богов» (вторая книга), «Пустая луна Ободзинского», «Ну что, потрендим на тему рокенролл мертв?», «Тайны Гадских медляков», «Стиляги середины 90-х», «Башлачев: Бремя колокольчиков», «Мутное время чотких пацанов» (первая книга) …

Самые интересные названия треков я цитировать, увы, не могу.

Так же и с текстом.

Или матом. Или неполиткорректно. Или вообще: «пролетая над гнездом какашки» (еще одно название трека, вернее, часть названия). Точнее, конечно же, так: оскорбляя чувства верующих, неверующих и всех подряд. И все же попытаюсь кое-что выбрать. «Откуда на Руси пошло слово «еврей» – вы в курсе? Так староверы произносили слово «иерей» подобно тому, как вместо «иисус» говорили «исус» (…) Так и прижилось. Я мог бы дать сейчас ссылку на академика А. Фоменко, но дело в том, что эту гипотезу я же ему и подкинул». Согласитесь, здесь все прекрасно.

Друг, потерпи, скоро я лягу невдалеке... 	Андрей Рябушкин. В кабаке. 1891. ГТГ
Друг, потерпи, скоро я лягу невдалеке... Андрей Рябушкин. В кабаке. 1891. ГТГ

Жариков брутален, но не груб. Остроумен, язвителен, рвется сразу во все стороны. Чем-то его публицистика похожа на тексты другого лауреата премии «Нонконформизм» – Александра Никонова. Только угара больше. Полный, я бы сказал, угар. Если продолжить сравнивать (а почему нет? ведь так вам, уважаемые господа читатели, будет легче составить более или менее ясное представление об авторе и его текстах), то жизнь и судьба Жарикова схожи с трудами и днями Ильи Кормильцева. Тот тоже из сугубого рока пришел в публицистику, книгоиздание. Сменил сферу деятельности, но неистовость сохранил прежнюю.

«Как мы видим, любой протест, особенно в такой стране, как Этатм, – ничто, если не вендетта. И только вендетта… Если вы обратили внимание, девять из десяти западных художественных фильмов посвящены теме вендетты. И это естественно: в институциональном обществе вендетта представляет собой механизм корреляции правоприменительной практики, способ исправления правовых косяков, скажем так». Ах, Запад, Запад, ты все гниешь и гниешь. Нам бы так. Но нет, мы цветем и пахнем и говорим о политике. Да, очень много политики у Жарикова. Так и она ведь повсюду, изо всех телевизоров лезет. Как спастись? Только любовью: «Ну что мы все время о политике и о политике? Давайте лучше поговорим о любви. Или о чем-нибудь вкусненьком, – да, чуваки?.. А рускочеловек бухло всегда с бабой своей сравнивает, и не всегда бабе на пользу!.. А водочка – сладенькая, сисястая в своей гипотетиццкой прелести – это исключительно для любви».

Не меньше, чем политики, у Жарикова, конечно, и музыки. И философии.

«Музыка Баха представляет собой едва ли не лучшую иллюстрацию к введению в философию музыки. Композитор не оставил школы, его музыка не похожа ни на что, от многих мелодий остается впечатление, что их писал компьютер; одни и те же музыкальные куски путешествуют из одного опуса в другой плюс этот «контрапункт», где математики куда больше, чем бразильских чувств. Если даже сравнить этого малоизвестного немецкого композитора со знаменитой на весь мир Катей Огонек, то разница между малым и великим, что называется, видна невооруженным глазом».

Вы только учтите, что всех упоминаемых ученых и философов Жариков читал, поэтов и композиторов знает великолепно, а что Булеву алгебру использует для описания нынешнего кошмара (пардон, дискурса), так иначе и нельзя. Иначе и впрямь кошмар. На все века, кстати:

«Помните, как раньше на футбольных афишах подчеркивали, что «матч состоится при любой погоде»? Так вот, главное для властей, чтобы матч состоялся. Тогда вы придете, обязательно проиграете, а значит, гарантированно будете снова злиться, плеваться, махать руками – то есть думать о навязанном вам предмете. А это значит, что следующий матч обязательно состоится при любой погоде, но главное – вы снова придете! И снова проиграете – и так без конца…»

* * *

В каждую книгу вложен диск. С песнями группы «ДК». А я их слушал. Еще в 1983 году, когда учился в Московском институте стали и сплавов. Мы тогда все слушали. Цитирую книгу «К.Н.И.Г.А.»: «И хотя сейчас чуть ли не каждый вспоминает страшный КГБ, было всего лишь четыре политических дела, под которые попали Мухоморы, ДК, Трубный зов и Посев…» Как домой вернулся. Все мы слушали, только никакого «Посева» (кроме журнала) не знаю. Но Жариков, чуть выше, объясняет: «Вот что такое «Гражданская оборона», а до того «Посев»…» А, ну тогда все более или менее понятно. Хотя я и «Гражданскую оборону» услышал лишь в 90-х. А «ДК» раньше, конечно. Есть у них два знаменитых хита: «Самогоночка» («Эх, самогоночка – сестра и крестница,/ Эх, самогоночка, ты нам ровесница,/ Эх, самогоночка, водочки слаще нет,/ Эх, самогоночка, кто знает твой секрет?») и «Москва колбасная» («Москва колбасная, столица классная./ Все магазинчики без продавцов,/ А в магазинчиках одни грузинчики,/ Кругом грузинчики и цок-цок-цок.// Москва колбасная, столица классная./ Кругом невестушки и женишки./ Невесты-кисочки все без прописочки,/ Мальчишки-лапочки, стишки, стишки»). В 2001 году ее цитировал Илья Кукулин в «НГ-EL» (тогда, по-моему, еще «EL-НГ»): «Что-то похожее о Москве предъявляла, кстати, еще скандальная группа «ДК» – примерно в 84-м. Помните? «Москва колбасная – столица классная»…»

Актуальны песни? А как же. Боюсь, всегда будут актуальны. Точнее, с каждым годом, с каждым десятилетием – все актуальнее и актуальнее. Национальный вопрос, конечно, лучше не трогать, но из песни слова не выкинешь. В 1984-м меня из института выгнали, забрали в Советскую армию. Вернулся, восстановился. А в 1990-м я поступил в Литературный. А там встретил поэта из Брянска Юрия Соловьева.

Он тоже любил «ДК». Цитировал взахлеб:

Ну вы амбал, Эспозито Фил,

А у меня нет сил, совсем нет

сил.

Меня железно преследует 

страх.

А вы в штанах, вы всю жизнь 

в штанах.

Я ваш портрет, Эспозито

Фил,

У кореша купил, за пятерик

купил.

(…)

Меня папка бьет, когда 

придет косой.

Он всегда такой, папка всегда

такой.

Что делать мне, 

Эспозито Фил?

Я, впрочем, всегда более всего любил и до сих пор люблю следующие строки:

Валяется друг, как свинья,

В облеванном пиджаке...

Друг, потерпи, скоро я

Лягу невдалеке...

Кстати, тогда, в 1990-м, со мной в Литературном институте учился еще один поэт – Алексей Чесноков из подмосковного Красногорска. Так вот он всегда ходил в пиджаке. Мы с ним среди прочего пили стеклоочиститель. Стихи и рассказы он писал замечательные. Надеюсь, оба живы, давно их не видел. 

Контркультура, что уж тут скажешь. Андеграунд, будь он неладен. Нонконформизм. Ох-хо-хонюшки-хо-хо. 

Читайте Жарикова. 

Слушайте русский рок, он вроде еще жив.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Махолёт достиг Третьяковки

Махолёт достиг Третьяковки

Дарья Курдюкова

Знаменитый "Летатлин" занял место в постоянной экспозиции на Крымском Валу

0
674
Что объединяет Джона Леннона, Леди Гагу и футбольный клуб «Боруссия»

Что объединяет Джона Леннона, Леди Гагу и футбольный клуб «Боруссия»

Вера Степановская

Почему рояли Steinway популярны у звезд музыки и не только

0
649
Изобретатель Михайлов готов сделать Россию лучшей страной мира

Изобретатель Михайлов готов сделать Россию лучшей страной мира

Наталия Орловская

0
6827
Регионы берут на вооружение стратегию Глазьева

Регионы берут на вооружение стратегию Глазьева

Анатолий Комраков

Субъекты Федерации декларируют новую экономическую политику

2
30690

Другие новости

Загрузка...
24smi.org