0
4372
Газета Главная тема Печатная версия

19.09.2019 00:01:00

Булыжник просвещения

Памятник Лотману из труб, кожаный бомбер Аксенова и прочие прелести сентябрьских литературных фестивалей

Тэги: фестиваль, казань, тарту, эстония, татарстан, поэзия, проза, василий аксенов, презентации, андрей макаревич, юрий лотман, евгения гинзбург, джаз


фестиваль, казань, тарту, эстония, татарстан, поэзия, проза, василий аксенов, презентации, андрей макаревич, юрий лотман, евгения гинзбург, джаз Андрей Макаревич – соучредитель Аксеновского фестиваля.Фото Ильи Коршунова

Литературные фестивали по‑любому лучше вручения литературных премий хотя бы по одной причине. На вручениях премий поэты и писатели меряются размерами талантов, и это порой – ну бывает такое – ссорит и разъединяет. А вот на фестивалях ничем не меряются, а просто делятся своим творчеством, варятся в одной «общажной кастрюле», и в этом, по знаменитой уже формуле одного современного поэта и культуртрегера, неформальном общении за рюмкой чаю завязываются межкультурные связи, рождаются интересные проекты на грани языков и искусств. Вот и в этом сентябре прошли уже как минимум два интересных и важных для нашей культуры форума. Это III Тартуский международный поэтический фестиваль им. В.А. Жуковского и 13‑й литературно‑джазовый Аксеновский фестиваль в Казани. Новый литературный сезон начался!

Тарту – старейший университетский городок с древними культурными традициями, городок, где, как кажется, каждый кирпичик и булыжник мостовой – кирпич знания и просвещения. Между прочим, в Музее Тартуского университета даже сувенир такой продается. И недешево. И неудивительно, что в пространстве Тарту, который, кстати, назван культурной столицей Европы – 2024, зародился пока еще молодой, но уже довольно популярный поэтический фестиваль, который организует поэт, филолог Людмила Казарян и на который съезжаются поэты, писатели, переводчики, барды из множества стран. На этот раз география была такова:  Москва, Санкт‑Петербург, Казань, собственно Тарту, Таллин, Финляндия, Латвия, Белоруссия, Германия, Португалия, Аргентина, США. Фестиваль проходил в течение четырех дней на нескольких площадках: основное действо вершилось в Тартуской городской библиотеке им. Оскара Лутса, отдельные встречи состоялись в здании филологического факультета Тартуского университета, в книжном магазине «Крипта».

33-9-2_b2.jpg
Поэт, филолог Ася Аксенова училась в
Тартуском университете. Фото Евгения Мякишева
Прелесть была как раз в том, что фестивальные чтения и презентации, несмотря на то что погода уже по‑осеннему слегка подпортилась, можно было перемежать прогулками по узким мощенным булыжником улочкам, встречами, скажем, у фонтана «Влюбленные студенты» на Ратушной площади, у фонтана с памятником Юрию Лотману (скульптуру, совмещающую в себе металлическую конструкцию из труб, поток воды и специальное освещение, создал скульптор Мати Кармин по проекту Андреса Лунге), на площади Пирогова – излюбленном месте встреч местных студентов или в живописных руинах Домского собора, в закутках которого играют бродячие музыканты. А на фесте тем временем бурлили чтения и презентации новых книг, в которых в числе прочих приняли участие поэты из Москвы – Света Литвак, Николай Байтов, Игорь Караулов, Михаил Квадратов, Алексей Сосна, Санджар Янышев, Ася Аксенова. Прибыл мощный десант из Петербурга – поэты Дмитрий Григорьев, Валерий Земских, Евгений Мякишев, Нина Савушкина, Иван Стариков, Сева Гуревич и др. Почетными гостями форума стали финский поэт, славист, переводчик русской литературы на финский язык Юкка Маллинен, поэт, писатель из США Александр Гальпер, который представил книги «Бруклинская Сибирь» и «Новое Макондо», как всегда, чередуя стихи и короткую иронично‑абсурдную прозу из жизни американского соцработника, Григорий Певзнер из Германии (Марбург). Межкультурные связи хорошо были проиллюстрированы в разделе «Поэтические диалоги», в котором оригинально выступил поэтическо‑переводческий дуэт Ольга Хохлова из Петербурга и Эуженио Лопес Ариазу из Аргентины: читали оригинальные стихи и взаимные переводы друг друга (с русского на испанский и наоборот).

Здорово и продуктивно, что обычные чтения для разнообразия перемежались выступлениями в смежных форматах, представлявших поэзию в филологических штудиях, во взаимосвязи с фольклором, бардовской песней, живописью. Скажем, доктор философии Татьяна Степанищева прочла лекцию «Женщины в жизни В.А. Жуковского». Поэт Марина Тёмкина из США помимо своих стихов представила в виде слайд‑шоу творчество своего супруга – скульптора, автора концептуальных монументальных инсталляций Мишеля Жерара. Художник и издатель Игорь Улангин представил издательство Free Poetry и художественный проект «Поклон пению», посвященный Геннадию Айги – иллюстрации к стихам поэта. Поэты и культуртрегеры Леонид Жуков и Ирина Семенова рассказали о клубе «Московский диван», смысл которого в том, что поэтические чтения перемежаются беседами о литературе и о жизни. Поэт Мария Попова презентовала книгу‑билингву «На грани» с переводами стихов на эстонский язык Катрин Вяли. На камерной сцене отеля «Ханза» а капелла спел белорусский дуэт «Спадкi», зажигательно исполнявший белорусский фольклор. Поэзию в форме бардовской песни представили Лена Сабинина и Наталья Морина‑Рождественская. Был презентован второй том антологии «Уйти. Остаться. Жить», посвященный поэтам, рано ушедшим из жизни в 1970–80‑е годы. В тартуской школе им. Александра Пушкина детский писатель Светлана Щелкунова из Петербурга в виде занимательной игры представила второклассникам свою книжку «Королевские сказки», а детский поэт Лена Листик из Москвы – книгу «Камушек, фантик, цветок» с иллюстрациями Анны Сахаровой. Повторимся: очень важно, что в этом бурлящем фестивальном «супе» буквально на ходу рождались новые идеи. Не хватило, может быть, только дискуссионной части – каких‑нибудь круглых столов с участием маститых филологов из Тартуского университета.

33-9-3_b3.jpg
Поэт Сева Гуревич, организатор Тартуского поэтического
фестиваля Людмила Казарян, бард Лена Сабинина.
 Фото Евгения Мякишева
А в Казани прошел 13‑й литературно‑джазовый Аксеновский фестиваль, зачатый самим Василием Аксеновым в кругу ближайших друзей на московской даче. Так две его любимые стихии, джаз и литература, сошлись в родном ему городе, где он родился, где потерял родителей, которых в 1937‑м погнали по лагерям, да еще и в том самом деревянном коммунальном доме на Карла Маркса, где мальчик прожил 10 лет с 1938 по 1948‑й у тетки по отцу. Пока его мама, автор «Крутого маршрута» Евгения Гинзбург, отмотав первый срок, не выхлопотала будущему классику переезд в Магадан.

Муза и главный дирижер фестиваля, как и всегда, – блистательная Ирина Барметова, главный редактор журнала «Октябрь». А среди участников таланты на любой вкус: актер и писатель Григорий Служитель (чья книжка про кота Савелия вошла сейчас в шорт‑листы «Большой книги» и «Ясной Поляны»), друг и соратник Аксенова по скандальному журналу «Метрополь» и президент различных советов и организаций Евгений Попов, прозаик и сценарист Женя Декина, поэтесса Светлана Васильева, молодые и яркие лауреаты премий «Лицей» и «Звездный билет» – казанский прозаик Булат Ханов и воронежский поэт Василий Нацентов... А еще – издатель‑универсал, соучредитель независимого книжного магазина «Фаланстер» и программный директор самых крутых книжных ярмарок и фестивалей Борис Куприянов. А еще журналист, критик и зажигалка Татьяна Соловьева. А еще режиссер, сценарист и актер, лауреат «Ники» и «BAFTA» Евгений Цымбал, презентовавший свои короткометражки. А еще – неподражаемый историк моды Александр Васильев, чья лекция пользовалась настолько бурным успехом, что поклонницы буквально валились к его ногам.

Вообще весь фестиваль, чья тема в этом году звучала как Аксенов‑style, крутился вокруг моды и стиля: на открытии директор Дома Аксенова Ирина Аксенова (однофамилица) даже вынесла и продемонстрировала черный пиджак с бабочкой и кожаный бомбер Василия Павловича. Говорили о стиле Аксенова, о стиле Лили Брик, презентовали свои книги на разных площадках, а еще читали, пели и играли на открытой сцене в саду Аксенова, в котором четыре года назад участники Аксенов‑феста (и автор этих строк) своими руками высадили липы (читайте «НГ‑EL» от 17.09.15). Музыкальным балом правил, конечно, постоянный участник и соучредитель фестиваля Андрей Макаревич, который одной рукой презентовал свою новую книгу мини‑рассказов «Остраконы», а другой – сбацал суперконцертное шоу «Леди и джентльмены», порадовавшее ритмами настоящего старого джаза. Также в рамках фестиваля вручили очередной «Звездный билет», на этот раз – начинающему прозаику Артемию Леонтьеву. Но полетим ли мы к звездам или не полетим, покажет только время.

 Казань­–Тарту–Москва


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Эмир Кустурица: "Против смерти самое лучшее лекарство есть искусство и художничество"

Эмир Кустурица: "Против смерти самое лучшее лекарство есть искусство и художничество"

Вера Цветкова

Фестиваль "Дух огня" стал крупнейшей в России международной площадкой кинематографических дебютов

0
577
Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Юрий Юдин

85 лет тому назад отдельным сборником вышла книга «Малахитовая шкатулка»

0
1619
Нелюбовь к букве «р»

Нелюбовь к букве «р»

Александр Хорт

Пародия на произведения Евгения Водолазкина и Леонида Юзефовича

0
1194
Дышит упоением роскоши, юности и наслаждения

Дышит упоением роскоши, юности и наслаждения

Виктор Леонидов

Фигура Константина Батюшкова оказалась в тени. И не только для специалистов, но и для миллионов читателей

0
518

Другие новости