0
1405
Газета НГ-Телеком Печатная версия

17.05.2005

Вкус и запах абонента

Тэги: телефон, ощущения, выставка

Автор выражает благодарность Кристе Зоммерер и Лорану Миньоно, любезно предоставившим право на публикацию изображений в России, а также Калининградскому филиалу ГЦСИ за информационную поддержку.

телефон, ощущения, выставка Мобильные телефоны, сконструированные в виде биоморфных объектов (страусиных яиц), позволяют передать/получить тактильные и телесные ощущения.
Институт инфотехнологий и медиаискусства (IAMAS, Гифу, Япония), при поддержке France Telecom Studio Creatiff

В начале ХХ века основоположник итальянского футуризма Ф.Т. Маринетти заявил о наступлении времени «человека, помноженного на машину». Сам Маринетти уделял большое внимание опыту «будущего искусства без границ», делающего возможным «усиление и преобразование чувствительности». Примечательно, что для передачи подобных «опытов чувствования» Маринетти рассматривал «механизм радиоощущений», делающий возможным в будущем «усиление и преобразование» как «вибраций, производимых живыми существами», так и «вибраций неживой природы» (Манифест «La Radia», 1933 г.).

Сегодня операторы сотовой связи, похоже, уже не сомневаются, «с чего начать» и «чем продолжить». «Покажите мне фирму-оператора, которая верит в то, что ее бизнес может держаться на одних звонках, и я напишу для нее некролог», – в голливудской манере заявляет Нил Рэнсом, главный технолог концерна Alcatel.

О передаче чувств посредством «механизма радиоощущений» (по Маринетти) на протяжении последних пяти лет говорили многие представители телефонных компаний. В последний раз подобное заявление прозвучало из уст главы технологического отдела японского оператора сотовой связи NTT DoCoMo Кота Киношита. «Сейчас наши мобильные телефоны могут передавать голос и изображение. Однако нам надо вести усиленные исследования, чтобы научиться передавать все пять чувств», – настаивал Киношита в недавнем интервью агентству Reuters.

Сотрудники France Telecom подобных заявлений не делали, однако на прошедшем в Оснабрюке форуме современного искусства European Media Art Festival’ 2004 был предложен прелюбопытный проект с участием этой компании. Франко-австрийский художественный дуэт – Криста Зоммерер и Лоран Миньоно – представили на суд публики авторскую разработку под названием «Мобильные чувства II», реализованную в сотрудничестве с France Telecom Studio Creatiff (Париж, Франция).

Суть проекта заключалась в том, что зрителям на выставке предлагалось воспользоваться мобильными телефонами «оригинального дизайна и конструкции» (см. фото), позволяющими передать/получить посредством обычной сотовой связи «тактильные и телесные ощущения незнакомого абонента». Телефоны, сконструированные художниками, представляли собой биоморфного вида объекты (в Оснабрюке аппараты напоминали страусиные яйца, а на фестивале Ars Electronica в Линце, где несколько ранее была показана редуцированная версия проекта под названием «Мобильные чувства I», – небольшого размера кабачки), снабженные множеством специальной аппаратуры. Миниатюрные био-сенсоры, размещенные в таких мобильниках, способны «уловить и передать» некоторые показатели, фиксирующие состояние посетителя выставки «на момент контакта»: кровяное давление и биение сердца, влажность ладони и персональный запах, а также динамику прикосновений человека к телефону. На трубке абонента все эти данные воспроизводились с помощью микроэлектромеханического и микробиоэлектрохимического аппаратного и программного обеспечения. (Подробнее о работах дуэта см. http://ncca-kaliningrad.ru/biomediale)

Одна из идей, заложенных Зоммерер и Миньоно в работе «Мобильные чувства II», предполагает, что незнакомые между собой абоненты, находящиеся в выставочном пространстве, могут «получать данные друг о друге анонимно». Иными словами, оказавшись на выставке, вы можете незаметно подключиться к понравившейся вам персоне и получить «дозу» ее/его телесных ощущений, включая запах (в идеале – духов), почувствовать биение сердца и влажность прикосновения руки. «Остается только удивляться, как быстро в обмен на контактность и мобильность мы соглашаемся на уменьшение своей индивидуальной свободы», – подчеркивают в релизе Криста Зоммерер и Лоран Миньоно (http://www.jamas.ac.jp/~christa/WORKS/).

Тема, заметим, как нельзя более актуальная для нынешней России. Действительно, вся история разрушительного воздействия на приватность, по сути, это история того, как новые технологии использовались или используются для установления контроля над человеческим духом, с благой целью или во вред. Сегодня мы наблюдаем, как приватность и личная свобода ежедневно подвергаются эрозии. Проблема в том, что мы не знаем, как этой угрозе противостоять. Кстати, Маринетти, с цитат которого мы начинали эти заметки, в свое время предупреждал: «Перекраивая свое тело для существования в среде более быстрых и точных машин, нельзя забывать, что взамен принудительных решений мы должны находить множество вариантов».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В Музее истории искусств в Вене 17 октября откроется выставка "Рубенс. Сила трансформации"

В Музее истории искусств в Вене 17 октября откроется выставка "Рубенс. Сила трансформации"

Дарья Курдюкова

0
420
Акценты недели. "Датская волна", Михаил Барышников, евреи и революция

Акценты недели. "Датская волна", Михаил Барышников, евреи и революция

0
1474
Нерв эротизма

Нерв эротизма

Дарья Курдюкова

Первая в России большая графическая выставка Климта и Шиле открылась в ГМИИ

0
1733
Алексей Трегубов: "Важно идти навстречу неподготовленному зрителю. Не быть снобом"

Алексей Трегубов: "Важно идти навстречу неподготовленному зрителю. Не быть снобом"

Елизавета Авдошина

Художник и сценограф – о разнице декораций и инсталляций, о Юрии Любимове и Давиде Боровском

0
868

Другие новости

Загрузка...
24smi.org