0
4692
Газета Телевидение Печатная версия

30.12.2015 00:01:00

1. Телесериал «Тихий Дон»

Очередное кинопрочтение романа Михаила Шолохова

Тэги: сергей урсуляк, тихий дон, михаил шолохов


сергей урсуляк, тихий дон, михаил шолохов Сергей Урсуляк: «Я ведь не рассказываю о том, как пострадали казаки, – я расказываю, как пострадали мы все». Фото Вячеслава Прокофьева/ТАСС

Ближе к концу года канал «Россия 1» представил новое кинематографическое прочтение романа Михаила Шолохова «Тихий Дон». Многосерийный фильм в постановке режиссера Сергея Урсуляка с самого начала показа и ругали, и хвалили. Это четвертая экранизация романа (первая, немая версия, вышла в 1931 году, фильм Сергея Герасимова – в 1958 году, фильм Сергея Бондарчука - в 2006 ). По мнению Урсуляка, новая экранизация «Тихого Дона» необходима была, чтобы вернуть его в круг обсуждения, привлечь к нему новую волну интереса.

Получилась как бы версия «Тихого Дона» глазами современных людей, – но штука в том, что зритель за полвека сроднился с экранизацией Сергея Герасимова, канонизировал ее для себя и теперь, сравнивая, утверждал: Аксинья–Быстрицкая больше Аксинья, чем Аксинья–Полина Чернышова, Григорий Мелехов–Глебов – настоящее нового Мелехова–Евгения Ткачука и т.д. На удивление безоговорочно приняли зрители нового Пантелея Прокофьевича в исполнении Сергея Маковецкого – уж очень органичен и убедителен. Кажется, всем понравилась потрясающая операторская работа (Михаил Суслов) и красочные донские виды.

Претензия, что Урсуляк не Герасимов, – это, конечно, несерьезно, но были и другие претензии. Знатоки быта казачества утверждали: тогда так не ходили, не говорили, не одевались… С одной стороны, вряд ли масштабная картина и серьезный режиссер сэкономили на консультантах, с другой – действительно, бросалась в глаза чересчур яркая, красочная одежда героев, такой мануфактуры просто не было в начале века. Кто-то посчитал, что иногда была избыточна музыка (Юрий Красавин), кому-то не понравилось, что Урсуляк отсек какие-то линии романа – ну, так он не снимал дословную экранизацию, он снимал картину по мотивам «Тихого Дона»!

Фильм Урсуляка прежде всего – про любовь. Про то, как в душе мужчины вспыхивают чувства к женщине, заставить его забыть которую не в силах ни война, ни революция, ни навязанная отцом Пантелеем законная жена Наталья (Дарья Урсуляк).

Сергей Урсуляк: «Война и любовь – важные составляющие фильма, но на самом деле фильм о том, как страшно разрушение уклада жизни, как это трагично, когда разрываются связи между родственниками, людьми внутри одной семьи, внутри одного хутора… Мы сняли фильм не про правоту красного или белого движения, а про возможность счастья простых людей. В сотый раз отстаивать правду белых или красных было категорически неинтересно: в Гражданской войне невозможно выбрать правую сторону. Я ведь не рассказываю о том, как пострадали казаки, – я рассказываю о том, как пострадали мы все. И как страшно, что в любой момент мы можем так же снова пострадать. Атмосфера нынешней жизни говорит нам о том, что мы способны все повторить просто по щелчку пальцев».

Любовь любовью, но что на сегодня может быть более современным, чем сага о сложном переломном времени и братоубийственной войне?

В том числе и поэтому «Тихий Дон»-2015 – событийный фильм и выдающаяся работа режиссера Сергея Урсуляка.        


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Затерянные рукописи

Затерянные рукописи

Андрей Мирошкин

О московских истоках «Тихого Дона»

0
230

Другие новости

Загрузка...
24smi.org