0
6241
Газета Телевидение Интернет-версия

15.01.2016 00:01:00

«Еврейское счастье» как телесобытие

Тэги: телевидение, кино, израиль


телевидение, кино, израиль Иван Ургант на военной учебной базе «Целим». Кадр из фильма «Еврейское счастье»

Из года в год телевизионный репертуар в новогодние праздники неизменен: старое доброе советское кино, которое зритель знает уже наизусть, минимум передач (причем в повторе) и так называемое развлекалово – «живые» только новости. Такое впечатление, что телевизионный народ в полном составе отбыл в теплые края, запустив хозяйство на автомате (возможно, так оно и есть). У одного канала день за днем сетка забита анимацией, у другого – древней «Анжеликой», на третьем – с утра до ночи творится марафон экстрасенсов… То там, то сям мелькает сатирик Задорнов со своими многочисленными концертами. Плюс новехонькие и беспомощные российские мелодрамы, показываемые на основных каналах. Какую же оскомину должен набить телевизор за праздники тому, у кого он работает в фоновом режиме!

Единственный канал, который ухитряется оставаться и в праздники на уровне – это «Культура». Как всегда, сбалансированно выстроена сетка, идет качественный показ без повторов (но и не без оттенка праздничности, очень стоило посмотреть «Запечатленное время. Кремлевские елки», «Запечатленное время. Новогодний капустник в ЦДРИ»), лучшие московские спектакли, трансляции из оперных театров мира. Кстати, на первой посленовогодней неделе был показан весьма любопытный и поучительный многосерийный документальный фильм «Восходящие звезды. Учебный год в балетной школе Парижской национальной оперы».

Владимира Познера возят на гольф-каре по территории кибуца. 	Кадр из фильма «Еврейское счастье»
Владимира Познера возят на гольф-каре по территории кибуца.
Кадр из фильма «Еврейское счастье»

Все это замечательно, но штука в том, что «Культуру» смотрят от 2 до 4% населения, – а на основных-то каналах в праздники можно ли дождаться чего-то интересного? Оказывается, можно – как исключения из правил. На Первом канале показали прекрасный юбилейный вечер Валентина Гафта с замечательно смелым выступлением Александра Ширвиндта, там же в первый день праздничной недели начался показ восьмисерийного фильма Познера и Урганта «Еврейское счастье». Название взято из Шолом-Алейхема, первая серия была посвящена Иерусалиму.

Удивительное дело, нигде и никогда наши телепутешественники, оба евреи, не смотрелись так неорганично, как в Иерусалиме! Ну явно не вписываясь в окружающее. Солнечный Ургант все больше хмурился, словно решая для себя какие-то глубинные философские вопросы, честный Познер признавался, что все это не его… Если вспомнить, как замечательно в своих предыдущих поездках-проектах эти двое вписывались и в Америку, и в Англию, и во Францию (а цикл об Италии – так тот был просто великолепен). Тянет на выводы: не идет Познеру с Ургантом Восток – или они ему. Возможно, отчасти дело в настырно провозглашаемом познеровском атеизме, ведь Иерусалим – город трех религий и, так сказать, колыбель веры… Если, конечно, все это не сыграно.  Что было органично, так это заставка к каждой серии: Познер и Ургант с чемоданами – и усталыми и напряженными лицами – бредут по гористой песчаной местности под палящим солнцем. Заставка постановочная – так может, постановочно и «невписывание»?

Вторая серия, посвященная Тель-Авиву, городу современному, вышла повеселее, с уникальными кадрами хроники и прелюбопытными рассказами местных. Однако израильтяне в социальных сетях дружно принялись ругать наших телезвезд, посыпались реплики вроде: «Познера не тронул Иерусалим? Иерусалим настолько велик, что сам выбирает, кого ему трогать» и проч. А зря, потому что третья серия была посвящена кибуцам, присутствовал в ней один Владимир Владимирович; кибуцами восхищался, изумлялся и, что называется, глазам не верил. 

Да уж, нация, которую всегда считали нацией шахматистов, скрипачей и ученых, непригодных к физическому труду (все знают классическое «еврей-колхозник»), сперва ухитрилась в прямом смысле слова превратить выжженную пустыню в «город-сад», а потом в лице кибуцного движения создать нечто среднее между социализмом и коммунизмом. «Существовал бы Израиль без кибуцного движения? – задается вопросом Познер. – Вероятно, нет». Первый кибуц, Дгания, был основан в начале ХХ века на земле, выкупленной у арабов Еврейским национальным фондом. Малярийные болота, иссохшая земля, выжженные солнцем горы… Мы видим в фильме, как это выглядит сейчас: закрытая территория, утопающая в зелени и цветах, передвигаются здесь на велосипедах и гольф-карах, симпатичный ландшафт, в кадр то и дело попадают, кажется, одинаково довольные дети и собаки… Ладно на заре создания государства и освоения земель, но и ныне в Израиле успешно функционируют 220 кибуцев! Опять – потрясающие кадры хроники и преинтереснейшие интервью с теми, кто родился и вырос в кибуце Мааган-Михаэль. Трудяги, начальник и рядовой, получают одинаковую зарплату, недужный пенсионер, помимо положенных от государства пяти часов социальной помощи в день, получает круглосуточную сиделку от кибуца. Молодым – учеба в любом университете мира за счет кибуца, нездоровым – лечение в любой клинике мира за счет кибуца. Даже если человек давно покинул поселение, но у него что-то стряслось в жизни – разорился, к примеру, или серьезно пострадал в аварии, он может вернуться, и кибуц примет его. «Это какие-то другие евреи… Здесь никто никого не использует», – изумленно констатирует Владимир Владимирович. И делает вывод: тут, как в романе Дюма, один за всех и все за одного, однако «индивидуалист не сможет жить в кибуце, я бы не смог».

Перед паломниками открываются прекрасные виды. 	Кадр из фильма «Афон. Восхождение»
Перед паломниками открываются прекрасные виды.
 Кадр из фильма «Афон. Восхождение»

В четвертой серии Ургант примерил на себя местную военную форму – серия была посвящена службе в Армии обороны Израиля. Вместе с Познером они побывали на военной учебной базе Целим, которая представляет точную имитацию арабского поселения, здесь бойцы из разных подразделений отрабатывают боевые задачи и проходят возможные сценарии военных операций. Подтянутые ребята с вполне интеллектуальными лицами рассказывали, что при зачислении в боевые войска конкурс бывает восемь-девять человек на место; у всех – навороченные автоматы, как в фантастических блокбастерах. Приветствуется тесная связь с семьей, которая приезжает не только на присягу, а по любому поводу, и обязательно – при повышении звания: один погон «повышенному» меняет офицер, другой – мать или жена. А на выходные служивые отправляются по домам. И никакой строевой подготовки – она же не пригодится в бою.

Пятая и шестая серии «Еврейского счастья» посвящены арабско-израильскому конфликту, седьмая – холокосту, сегодняшняя, заключительная, называется «Что есть еврей». Нас познакомят с древними иудейскими традициями, телеведущие побывают на религиозной свадьбе, а Ургант даже научится готовить кошерную рыбу. Хочется думать, что по окончании всех серий фильма отношение к очередному путешествию Познера и Урганта в Сети изменится на более благожелательное. 

Ну и удивил в Рождество Аркадий Мамонтов на «России» с фильмом «Афон. Восхождение» – никакого патриотического бряцания и агрессии, просто восхождение его группы вместе с паломниками на Святую гору. Замечательные операторские съемки подтвердили, что Афон – одно из красивейших мест на земле. 

И на том спасибо – НТВ, к примеру, невзирая на Рождество, наяривал своих «Братанов» и «Улицы разбитых фонарей».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
1070
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
1264
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1527
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
1104

Другие новости