0
5006
Газета Телевидение Интернет-версия

27.01.2017 00:01:00

Что находится за чертой жизни

Тэги: телевидение, сериал, ананс


телевидение, сериал, ананс ОА (Брит Марлинг) страдает в плену у ученого. Кадр из сериала

В конце прошлого года на канале Netflix вышел The OA – один из самых резонансных сериалов конца 2016-го – начала 2017-го. Зрители и критики увлеченно ломали копья на тему, а что это было, даже устраивали парад сравнений: среди прочего упоминались «Очень странные дела» того же Neflix, который числится среди лучших шоу ушедшего сезона. Сравнение столь же далекое от истины, сколь и точное в выбранном векторе: вновь из сундука извлекают дедушкины медали и бабушкины брошюры. Только речь не про вещи, а про идеи.

Очевидцы-автомобилисты замечают на мосту растерянную и трепетную блондинку (Брит Марлинг), которая хаотично мечется и намеревается то ли спрыгнуть, то ли попасть под колеса. Вовремя прибывают социальные службы, и вскоре к Прайри приезжают радостные мама с папой – хрестоматийные пожилые родители, она с вытянутым лицом и вечно обеспокоенная, он в трудовой седине и с дающимся большим трудом спокойствием на лице. Прайри требует называть ее ОА и родителей сначала не узнает: когда они виделись последний раз, семь лет назад, она была слепой. ОА выписывают, и она едет с родителями в родной Мичиган (который тоже никогда раньше не видела). Со дня на день намереваются прийти люди из ФБР, чтобы обсудить исчезновение Прайри/ОА, мама с папой постоянно твердят о ее болезни (судя по всему, психологического характера), соседи делают понимающие глаза, а сама вернувшаяся будто бы с того света девушка возится с кассетной видеокамерой, записывает на нее послания с просьбой о помощи и страдает от того, что ей запрещают выходить в Интернет (под предлогом опасности для психики).

Падший ангел в загробном мире. 	Кадр из сериала
Падший ангел в загробном мире. Кадр из сериала


В результате стечения обстоятельств ОА все-таки преодолевает домашний арест и знакомится с пятью мичиганскими изгоями: одинокой, потерявшей брата учительницей Бетти (Филлис Смит из «Офиса»), школьным хулиганом Стивом (Патрик Гибсон), склонным к насилию застенчивым пареньком Джесси (Брендан Мейер), растущим без родителей, воспитанным матерью-одиночкой Альфонсо (Брэндон Переа), который стремится выбиться в люди, и Бак Ву (15-летний трансгендер Иэн Александер), у которой тоже в семье не все в порядке. Отныне несколько вечеров, оставляя двери в своих домах открытыми, они будут приходить на встречи с ОА и слушать ее историю. Которая начинается с того, что никакая она не Прайри и даже не ОА, а Нина Азарова (Зоя Тодоровская, дочь Валерия Тодоровского), родившаяся в российском городе для олигархов. Дальнейшие события содержат в себе NDE (околосмертное переживание), приготовление борща сбрендившему ученому (Джейсон Айзек), который пытается найти двери в другие измерения, языческие пляски посреди школьной столовой и истории про ангелов.

Сочинившие The OA Брит Марлинг и Зал Батманглидж вообще на такого рода убежденной белиберде и специализируются: в частности, «Звуки моего голоса» рассказывали про документалистов, которые пошли снимать кино про секту, а потом засомневались – вдруг это все правда. Среди чисто актерских проектов Марлинг – «Я – начало» Майка Кэхилла, где вечная жизнь души научно доказывается за счет того, что у покойного и новорожденного совпадают узоры радужки.

Вполне себе обновленный нью эйдж, который, как известно, цвел бурным цветом в 1960–1970-е, а «Очень странные дела» как раз являлись оммажем поп-культуре 1980-х. Собственно, где-то в глубине сложных па создателей The OA кроется тот же моторчик, что и у Stranger thing: только братья Дафферы объясняли, что такое смерть, детям, а Марлинг и Батманглидж – взрослым. 

Да и жанровые регистры у них разные: «Дела» работали в диапазоне мистики на грани научной фантастики, The OA сай-фаем прикидывается в лучшем случае первую серию – и то до полета камеры над памятником Петру Первому.

Дело, разумеется, не в клюкве и не в акценте Зои Тодоровской, просто для Марлинг и Батманглиджа сериал – это аудиовизуальная проповедь, которая может действовать на зрителя и в качестве терапии. Как носителю знания о связи всего сущего и существовании иных измерений, Брит Марлинг достается роль падшего ангела (OA означает Original angel), с чьего лица не сходит печать скорби за все человечество, а в полуприкрытых глазах читается непоколебимая вера (от которой ее пожилые родители начинают суетиться и звать врачей с любыми таблетками).

На уровне сюжета все это еще могло бы сойти за научную фантастику: в 1980-м, на излете нью эйджа, вышел фильм «Другие ипостаси» Кена Рассела по роману Пэдди Чаефски, где чувство юмора британского режиссера значительно компенсировало пафос писателя. История про ученого-естествоиспытателя, который под ЛСД лезет в камеру сенсорной изоляции и переживает религиозные видения, не пышет такой пугающей уверенностью, в базисе которой у Марлинг и Батманглиджа стоит лишь вопрос «А почему вы уверены, что это невозможно?». Дальше следует упоминание Коперника, чьи идеи в свое время тоже не всем казались убедительными.

ОА в окружении соратников.	Кадр из сериала
ОА в окружении соратников. Кадр из сериала

При этом разговоры про другие измерения в The OA преследуют не научные цели, а вполне манипулятивные: там, за чертой, что-то есть, объясняет ОА пятерке избранных, которые избавляются от гнева с отчаянием и начинают держаться друг дружки, что в решающий момент им очень пригождается. Сшитая из разных культурных кодов новая религия действует не только на них: например, на сайте Reddit пользователь, чья мать умерла в начале декабря, благодарит создателей шоу за подаренный душевный покой (вот и терапевтический эффект). Точнее всего, The OA было бы охарактеризовать как «Клуб «Завтрак», снятый сестрами Вачовски, которые на ньюэйджевой философии помешались во времена «Облачного атласа» и больше, кроме идеи связи всего и вся, ни про что теперь не снимают. Пятерка изгоев у Батманглиджа и Марлинг вполне соответствует типажам Джона Хьюза, который находил слова успокоения для школьников, не прибегая к небесному свечению и жонглированию разного рода совпадениями.

Все это до определенной степени занятно: восемь серий разного хронометража (от получаса до 70 минут), Брэд Питт в продюсерах (он вообще любит поддерживать независимые проекты), рассказанный на голубом глазу сюжет научной фантастики средней руки, имеющий терапевтический эффект для тех, кто столкнулся с тяжелой утратой. Как Шахерезада, ОА могла бы продолжать историю своих похождений не то что восемь серий – все восемь сезонов. Только при этом ей абсолютно наплевать на тех, кого она видит перед собой: когда возникает необходимость набрать хоть кому-нибудь по стационарному телефону, она понимает, что не знает даже полных имен тех людей, что ей доверились. Наверное, нормальная практика для ангелов, но это не точно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
600
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
615
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
824
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
592

Другие новости