0
3244
Газета Я так вижу Печатная версия

06.06.2018 20:36:00

Странные маневры Минфина

Политика ведомства вынуждает Россию отказаться от собственных перерабатывающих мощностей

Никита Кричевский

Об авторе: Никита Александрович Кричевский – доктор экономических наук, профессор.

Тэги: топливо, бензин, цены, акцизы, налоги, минфин


топливо, бензин, цены, акцизы, налоги, минфин Фото пресс-службы ведомства

Так и запишите: в дни, когда по стране катился неконтролируемый рост цен на бензин и дизтопливо, Минфин, главный ответственный за налогово-бюджетную политику, всеми правдами и неправдами спихивал свою вину на непричастных нефтяников. Аргументы? Пожалуйста.

Минфин когда-то решил, что львиную долю цены на топливо (до 70%) должны составлять налоги и сборы. Которые только растут. Но не потому, что мировая конъюнктура все время улучшается, она скорее напоминает качели, а потому, что Минфину постоянно не хватает денег. С 2014 года налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) вырос в 1,5 раза, а акцизы на бензин и дизельное топливо – почти в 2.

Такой вот честный ответ на грустную загадку, почему мировые цены на нефть могут стоять как вкопанные и даже снижаться, а бензин в России всегда дорожает.

Инфляция растет, говорите? Вы правы, но это головная боль Центробанка, а Минфин занимается чем? Правильно: пополнением казны, придумывая все новые «гениальные» уловки, как, например, налоговый маневр, или, если на пальцах, поэтапный отказ от экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты с одновременным повышением НДПИ.

Еще несколько месяцев назад Минфин распирало от гордости за такую фискальную «инновацию». Смысл маневра виделся безоблачным: постепенно убираем пошлины и приближаем внутренние цены на нефть к мировым. То, что подорожает бензин, дизтопливо, нефтехимия, а с ними увеличится инфляция, так это вопрос не на «зарплату» Минфина. Его задача – бюджет.

Минфин в реализации своих планов настойчив и последователен. За последние четыре года таможенные пошлины на тот же бензин снизились в 10 раз – с 360 до 36 евро за тонну. В результате за первые месяцы 2018 года экспорт бензина и дизтоплива увеличился на 48%, и логично возник дефицит. Хотя в первом квартале этого года по сравнению с тем же периодом прошлого года прирост производства бензина составил 412 тыс. т, тогда как прирост потребления – лишь 197 тыс.

Рынок, чего вы хотите. А в руководстве Минфина и вокруг него – сплошь завзятые либералы, которым фиолетово, что происходит в стране.

Кстати, о рынке. Медиа то и дело сетуют, что за последние 30 (40, 50) лет в России не построено ни одного нового нефтеперерабатывающего завода (НПЗ). Больше скажу: в ближайшее время и не построят. Реализация налогового маневра уже привела к тому, что бизнес в нефтепереработке стал невыгодным, при этом всем игрокам на рынке очевидна колоссальная прибыльность экспорта нефти и нефтепродуктов. Обнуление экспортных пошлин, задуманное Минфином, приведет к тому, что нефтяникам останется только отказаться от переработки сырья в России, плюнуть на средства, вложенные в модернизацию НПЗ, закрыть их или хотя бы законсервировать до лучших времен (а между тем на российских заводах работает более 100 тыс. человек) – в надежде, что когда-нибудь в финансовое ведомство придут другие люди, которые иначе воспринимают проблему налогового стимулирования и не будут рассказывать о том, что нефтепереработчики должны довольствоваться нулевой, а то и отрицательной рентабельностью.

Методично реализуя стратегию по удушению нефтеперерабатывающей отрасли налогами, Минфин браво рапортует о колоссальном увеличении нефтегазовых доходов – только за 1-й квартал 2018 года было получено более 400 млрд руб. сверх того, что запланировано в бюджете, за первое полугодие сумма дополнительных доходов, похоже, перевалит за триллион. Эти сверхприбыли, заработанные благодаря росту цен на нефть, Минфин подает как свои успехи, не забывая поддушивать курицу, несущую золотые яйца.

Финансовое ведомство всегда отличалось замшелой топорностью при спихивании ответственности за свои промахи. И вот теперь, оказывается, в стремительном росте цен на топливо виноваты нефтяники, снижающие объемы поставок на внутренний рынок. Нашли крайнего! Конечно, низкие таможенные пошлины стимулируют частные нефтяные компании, у которых нет обязательств по обеспечению топливом внутреннего рынка, гнать нефтепродукты за границу.

Да и структура нефтепереработки у российских компаний разная: у ЛУКОЙЛа в России только три НПЗ, у «Сургутнефтегаза» – один, а у государственной «Роснефти» – целых 13. Но ведь продажа сырья и нефтепродуктов за границу – это логичное следствие «сладких» условий, созданных фискальной политикой Минфина.

На посошок, чтоб вы не расслаблялись. Правительство фактически поддержало Минфин, заявив, что не намерено отказываться от завершения налогового маневра в 2019–2024 годах. Минфин подсчитал, что в первый же год завершения маневра дополнительные доходы бюджета составят 80 млрд руб. и будут расти ежегодно на 75–79 млрд, а в год окончания составят целых 470 млрд руб. Итоговая цена вопроса – 1,6 трлн руб.

Опять будут прикрываться майским указом?

Все это, конечно, хорошо. Но нефтяники подсчитали, что предусмотренная налоговым маневром полная отмена к 2024 году экспортных пошлин, главного инструмента защиты внутреннего рынка, будет означать неизбежное выравнивание внутренних и мировых цен и их реальное повышение внутри России минимум в 1,5 раза в сегодняшних ценах. То есть до 65–70 руб. Готовы?

Впрочем, Минфин у нас на то и «суперведомство», чтобы на ходу менять правила игры. Как? Вообще-то налоговый маневр предполагал, что с повышением НДПИ акцизы будут снижаться, дабы цены на топливо не росли. Однако в реальности акцизы не только не снизились, но, наоборот – выросли. Сегодня акциз составляет 11 тыс. руб. за тонну бензина и 7 тыс. руб. за тонну дизтоплива. Если бы Минфин отвечал за свои слова, акциз был бы 4–4,5 тыс. руб. за бензин и 2,5 тыс. руб. за дизтопливо.

Неизвестно, кто у нас больший враг: коварный Запад со своими санкциями или лицемерный Минфин с шизофреническим налоговым маневром, который вынуждает Россию отказаться от собственных перерабатывающих мощностей и закупать топливо за границей.

И еще – невозможно избавиться от ощущения, что ведомство участвует в аппаратной игре, смысл которой – по максимуму раскрутить тему топливного кризиса и сделать из нефтяников козлов отпущения.



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Недобросовестные трейдеры должны уйти с рынка

Недобросовестные трейдеры должны уйти с рынка

Сергей Никаноров

Дефицита топлива в стране нет, есть проблемы с непрозрачной структурой ряда биржевых сделок

0
308
СМИ задают неудобные вопросы рыбному магнату Виталию Орлову

СМИ задают неудобные вопросы рыбному магнату Виталию Орлову

Денис Писарев

Истории о том, кто и как зарабатывает в акватории России не менее интересны, чем рассказы о схватках за углеводороды

0
415
Минсельхоз не считает целесообразной идею введения акциза на продукты переработки красного мяса

Минсельхоз не считает целесообразной идею введения акциза на продукты переработки красного мяса

0
569
Минпромторг опасается возможного ухудшения качества топлива на независимых автозаправках

Минпромторг опасается возможного ухудшения качества топлива на независимых автозаправках

0
639

Другие новости

Загрузка...
24smi.org