0
4299
Газета Я так вижу Печатная версия

20.03.2019 17:17:00

Русские преподаватели все терпят и прощают

Против опутавшей учителя "бумажной паутины" даже информационные технологии бессильны

Антон Зверев

Об авторе: Антон Олегович Зверев – кандидат педагогических наук, журналист.

Тэги: школа, учителя, отчетность


школа, учителя, отчетность Отчеты, на составление которых уходит львиная доля учительского времени, похоже, никто не читает... Фото PhotoXPress.ru

Очень хорошая учительница математики из Астрахани (ведет шесть классов, это 34 часа аудиторной нагрузки в неделю плюс классное руководство) в нашем приватном разговоре заметила, что «мы, русские преподаватели, все терпим и прощаем». Стала перечислять формы отчетности, которые заполняет в свободное от уроков (как правило, ночное) время. Сбилась со счета на «личностном паспорте трудного подростка», почему-то всхлипнула и, промокнув глаза платком, сформулировала предложение законодателю: «Оставьте педагогу 18 часов базовой ставки, но избавьте от любых бумаг...»

Слезы учителя – сильный аргумент. Но легко сказать: уберите отчетность. А грандиозный аппарат чиновников, который проверяет соответствие учителя профессии, куда прикажете убрать? «Чистить и чистить» этот аппарат, как требовал В.И. Ленин? Укрупнять, оптимизировать и перестраивать по Хрущеву, Горбачеву, Ельцину?

В блокнотах выдающегося журналиста-известинца Анатолия Аграновского уцелели поразительные данные. Оказывается, с 1969 года жестко планировалась экономия от удешевления госаппарата. Тем не менее только за 1975–1983 годы управленческий персонал в стране вырос на 3 млн человек. Большие надежды возлагали на вычислительную технику. Но и тут осечка: ЭВМ во всем мире привели к увеличению документооборота, записывает Аграновский.

Океан бумаг – лишь полбеды. Самое грустное, что никто их не читает. Другая прекрасная учительница обществоведения из Сибири упорно вставляла в середину каждого подробного отчета вышестоящим инстанциям личную просьбу. «Если кто-нибудь дочитал до этого места, пожалуйста, позвоните мне. А то я буду думать, что мы пишем эти работы, а вы их не читаете. И, значит, они никому не нужны... Мой телефон…» Ни одного звонка.

Выводы частных изысканий педагога-одиночки совпадают с результатами масштабного исследования административных барьеров в системе образования, предпринятого институтом «Общественный договор» по заказу Национального фонда подготовки кадров. 40% документов, требуемых со школы для отчета, вообще нигде не используются, а каждое третье требование неисполнимо, говорится в докладе. При этом у директора школы «практически полностью отсутствует обратная связь, позволяющая понять, как именно были учтены отчетные показатели».

Хорошая новость заключается в том, что приглашенная не так давно в телевизионное ток-шоу министр просвещения РФ Ольга Васильева сообщила о сокращении обязательного пакета документов учителя до трех: рабочей программы, электронного журнала и дневника. Все остальное проверяющий орган найдет на сайте учреждения. К слову, пока министр это говорила, на телеэкране высвечивались данные опроса 2018 года: мнение, что отчетности в школах стало больше, поддержали 84% педагогов.

Казалось бы, тема исчерпана? Но есть и плохая новость. Еще на Гайдаровском форуме – 2016 первый заместитель министра образования и науки РФ Наталья Третьяк, признав, что «сейчас возрастает административная нагрузка на учителей», популярно разъяснила: «Причина, как правило, в самом образовательном учреждении. Но, со своей стороны, мы предпринимаем действия, чтобы помочь школам избавиться от этой нагрузки».

То есть, оказывается, главный поставщик «излишней» образовательной отчетности – школа, ее собственная канцелярская активность?! Источник эпидемии раскрыт, однако в Министерстве просвещения, созданном после деления на два ведомства с названием, вызывающим рой ностальгических ассоциаций, этого почему-то не заметили. Да и некому подсказать: покинув свой пост, Наталья Третьяк теперь работает в компании «Газстроймонтаж».

Вот почему ворох учительских бумаг вряд ли, по всей видимости, уменьшится даже после перевода документооборота в «цифру». К тому же перечисленная Ольгой Васильевой тройка документов фиксирует работу педагога только в классе. А что он делает после уроков? Как откликается на Год борьбы с курением? Скольких старушек обеспечил молоком и хлебом в рамках «Акции заботы» (фото приложить отдельным файлом)? А экскурсии, олимпиады, тематические классные часы, спортивно-оздоровительные достижения? Без этих сведений школа не сможет поощрить учителя даже банальной грамотой, не говоря о стимулирующей надбавке, повышении до старшего или ведущего учителя (наставника). Выходит, что у справочно-бумажных паутин, опутавших преподавателя, имеется глубокая экономическая подоплека.

Великолепный учитель трудового обучения из Москвы уверяет, что путь ревизора в детское учреждение устлан не одиночными всполохами циркуляров и запросов о числе скворечников, установленных во время субботника, а непрерывно действующими федеральными государственными образовательными стандартами – ФГОС, КИМ (контрольно-измерительные материалы), Единым федеральным оценочным материалом (ЕФОМ) и пр. «Цель этих чиновных уложений – обеспечить себе поле выживания: чем больше указаний, тем больше возможностей изображать бурную деятельность. Светлые идеалы образования остались в прошлом, их затмил страх лишиться выгодной ни к чему не обязывающей должности. Работать с детьми они не могут. Вот и начинают давать указания тем, кто действительно работает», – пишет педагог с 16-летним стажем, «Учитель года – 1991».

Для сравнения: единые федеральные стандарты для своих школьников Австралия обсуждала 10 лет, в США те же баталии длятся восьмой год (сейчас так называемые ядерные стандарты по двум предметам принял 41 штат из 50 и округ Колумбия, но территории регулярно их пересматривают). А что у нас? Только в конце февраля 2019 года заместитель министра просвещения РФ Татьяна Синюгина заявила о необходимости сделать введенный в действие еще в 2010-м году стандарт «максимально реализуемым, понятным для каждого учителя» и «чтобы его основные (sic!) требования были максимально конкретизированы».

Вопрос: если документ невнятен даже в ключевых своих основаниях, как по нему работает целое учительство и войско проверяющих его чиновников? 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


За "Семьеведением" закрепили статус факультатива

За "Семьеведением" закрепили статус факультатива

Наталья Савицкая

Педагогов настраивают на то, что главное – эмоциональный настрой урока

0
2464
"Московская электронная школа" покоряет регионы

"Московская электронная школа" покоряет регионы

Галина Грачева

К столичной платформе образовательного контента ежедневно обращаются более 4,5 миллиона раз, рассказал Сергей Собянин Владимиру Путину

0
4814
Взгляд на школу через призму коалиционных игр

Взгляд на школу через призму коалиционных игр

Игорь Аглицкий

Как учителю переманить на свою сторону хотя бы часть учеников

0
4332
Уроки труда в школе должны быть конкретными

Уроки труда в школе должны быть конкретными

Владимир Семенихин

Даже забивание гвоздей требует знаний и умений

0
7837

Другие новости