0
996
Газета Неделя в обзоре Печатная версия

24.12.2012

В культуре: Раздача "Белых слонов" и разоблачение черных списков

Дарья Борисова
Обозреватель "Независимой газеты"

Об авторе: Дарья Борисова - обозреватель отдела культуры "НГ"

Тэги: минкульт, фонд кино


Директор Фонда кино ответил на претензии Минкульта, депутат Железняк внес законопроект о квотировании российских фильмов, а кинокритики раздали свои призы. Вот они – сюжеты «культурной» недели.

Поводов для радости у наших кинематографистов маловато в эти предновогодние дни. Прошедшая неделя снова преподнесла сюрпризы. В среду представители крупных кинокомпаний собрались на круглый стол, где должны были рассказать об итогах киногода.

Поначалу все развивалось вяло, неинтересно. Мейджоры производства осторожно жаловались на непредсказуемость политики государства в отношении кино, говорили, что жилось бы легче при одной структуре, а не так, как в последнее время – когда Министерство культуры и Фонд кино не могут до конца разобраться в своих отношениях. А когда отчетное собрание стало клониться к финалу, директор Фонда кино (недавно признанного в верхах неэффективным) Сергей Толстиков выступил с импровизированной оправдательной речью – видимо, накипело по сумме неприятных претензий и мер по ограничению деятельности его структуры.

Речь эта прямо-таки поразила. Нашелся в его лице человек (причем чиновник), который назвал вещи своими именами. «Мы два года просим Минкультуры, чтобы была сформирована политика в области кино. Она есть? Ее нет. Есть набор каких-то непонятных фраз: сегодня мы делаем квоты, завтра мы их не делаем и тому подобное. Должна быть стратегия кинематографа. Мы должны понимать, какие у нас цели, ресурсы, механизмы и куда мы идем. У фонда нет задачи бороться за власть. Политическая власть – у Министерства культуры. Но в чем эта политическая власть? В том, что вы темы набрали, да? Но это не политическая власть. Политическая власть – это когда ты делаешь среду, в которой кинематографисты могут существовать и развивать кинематограф».

Нашла продолжение и тема, затронутая кем-то ранее, относительно того, что Владимир Мединский в оценках одного фильма использовал выражение «занести в черный список». «Если вдруг какой-то фильм не понравился министру и он говорит, что его надо внести в черный список, то это пугает, – заметил Толстиков. – Давайте осмыслим эту ситуацию. Бывают неуспехи в кино, но это не о черных списках… Вот в Министерстве культуры говорят о том, что они хотят визировать проекты. Если они хотят визировать с идеологических принципов, это цензура. Тогда называйте вещи своими именами: мы хотим ввести цензуру. Если мы хотим рассматривать художественную или экономическую составляющую кино, тогда объясните, почему экспертный совет фонда, куда входит цвет нашего кино, как я считаю, он почему-то плох. Кто будет визировать? Министр с замминистра будут решать?»

Когда директор Фонда кино закончил эту незапланированную и яркую речь, хотелось ему крикнуть «Браво!» – потому что проявился он на фоне прочих игроков отечественной индустрии как человек свободный. В кулуарах сегодня все горазды возмущаться диковатыми проявлениями и инициативами руководителей культурной отрасли, а вот открыто выразить несогласие до Толстикова отважились, по-моему, только сотрудники Государственного института искусствознания.

В пятницу вице-спикер Госдумы от «Единой России» Сергей Железняк внес на рассмотрение депутатов проект закона об установлении в 2013 году квоты на показ в кинотеатрах российских фильмов – таковая должна составлять, по его мнению, не менее 20% от всего объема кинопоказа. Конечно, не факт, что законопроект пройдет, но то, что ему дан ход, несмотря на аргументированные протесты профессионалов кинодела, в очередной раз подтверждает небрежение думских деятелей к общественному мнению.

На прошлой неделе раздали призы российские киноведы и кинокритики. Лучшей, по их мнению, картиной 2012 года стал «Фауст» Александра Сокурова, не только сделанный в 2011-м, но и награжденный тогда же главным призом Венецианского фестиваля. «Белый слон» (так называется приз киноведов и кинокритиков) за режиссуру – также у Сокурова. За лучшую мужскую роль второго плана – у исполнителя роли Мефистофеля Антона Адасинского. За сценарии к «Фаусту» и «Орде» Андрея Прошкина награжден драматург Юрий Арабов. Ни в одной номинации не стали лауреатами представители «Дирижера» Павла Лунгина, «Белого Тигра» Карена Шахназарова (кстати, в субботу стало известно, что фильм Шахназарова выбыл из оскаровского соревнования за звание лучшего фильма на иностранном языке). Лишь операторским призом (Алишеру Хамидходжаеву) и «Слоном» за лучшую женскую роль второго плана (Ольге Лапшиной) отмечен фильм Василия Сигарева «Жить». Балабанову за фильм «Я тоже хочу» дали свой специально учрежденный приз «Голос» молодые кинокритики. Расклад странный и более чем спорный. Увы, все меньше приходится ориентироваться на такие вот отметки, проставленные по сумме мнений членов гильдии.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Нога и копыта, или О демонстрации в музее

Нога и копыта, или О демонстрации в музее

Дарья Курдюкова

С 2019 года посещаемость станет одним из критериев оценки деятельности директоров

0
1027
Кирилл Серебренников обвинил Минкульт в удушении современного искусства

Кирилл Серебренников обвинил Минкульт в удушении современного искусства

Елизавета Авдошина

0
918
Минкультуры РФ с 2019 года изменит критерии оценки деятельности директоров музеев

Минкультуры РФ с 2019 года изменит критерии оценки деятельности директоров музеев

0
945
Минкульт серьезно займется цирком,  "дело "Седьмой студии" отложили  до ноября

Минкульт серьезно займется цирком, "дело "Седьмой студии" отложили до ноября

Елизавета Авдошина

0
1445

Другие новости

Загрузка...
24smi.org