0
2629
Газета Неделя в обзоре Интернет-версия

22.12.2013 17:56:00

В культуре: В Большом не нашли главного дирижера, "Сталинград" не выдвинут на "Оскар"

Григорий Заславский

Об авторе: Григорий Заславский – заместитель заведующего отделом культуры «НГ»


В понедельник в Московской консерватории открылся фестиваль современной музыки «Московский форум». В этом году – как никогда, знаковый. Композитор и руководитель Центра современной музыки консерватории Владимир Тарнопольский вместе со своей совсем небольшой командой (по сути, состоящей из двух человек – Веры Серебряковой и Евгении Изотовой) привезли в Москву Хельмута Лахенмана – авангардиста, а сегодня уже и классика немецкой музыки, по статусу – композитора номер один в Германии. На лекциях Лахенмана о природе композиции слушатели сидели даже в проходах, а на концертах, где автор выступал как пианист или чтец (или слушатель), аплодисменты длились порой дольше, чем сами пьесы. Подвижническая, иначе и не скажешь, деятельность организаторов тем не ограничилась: на Московском форуме выступил Ensemble Modern, экстра-класса исполнитель новой и новейшей музыки. Из обязательных на фестивале премьер запомнились «Колядка» Алексея Сысоева, хрустальная сказочная музыка для ансамбля и певицы, и мистериальный опус Дмитрия Курляндского «Девочки со спичками».

В четверг в Большом театре прошло собрание делегатов труппы, говорили про коллективный договор. Решили – договору быть. Владимир Урин о необходимости такого договора сказал чуть ли не в первый же день, сразу как только его назначили генеральным директором Большого театра. И вот – 19 декабря на Новой сцене решили, что сейчас надо собрать согласительная комиссия, времени у нее впереди – два месяца, так что подписать коллективный договор можно будет уже в феврале следующего года. В соответствии с российским законодательством, комиссия будет состоять из 20 человек: десять от коллектива и десять от администрации театра. Во вторник, 24 декабря должно пройти тайное голосование по выдвинутым на этом собрании кандидатурам.

Параллельно Владимир Урин ведет переговоры с кандидатами на место музыкального руководителя и главного дирижера. По информации «НГ», имя нового главного до конца года точно мы не узнаем, известно наверняка, что Урин выбирает и разговаривает с известными дирижерами, из лучших и поэтому говорит, что отдает отчет: такой человек не сможет мгновенно отказаться от всех своих прежних обязательств и с головой окунуться в дела Большого. Поэтому гендиректор уже предполагает, что вхождение нового музыкального руководителя скорее всего будет постепенным и может занять не месяцы, а год. Это можно понять: планы дирижеров из первой двадцатки сегодня расписаны на три-четыре года вперед.

В пятницу провела первый брифинг на посту главы Департамента культурного наследия Минкульта Екатерина Проничева. До нее в октябре ведомство назначили возглавлять Юлию Зазулину (которая сменила в этом кресле Наталью Самойленко), но она очень скоро покинула это место. Нового руководителя нашли не сразу, Проничева перешла сюда, полтора года проработав с Сергеем Капковым его первым заместителем. Собственно, встреча с журналистами получилась всего минут на двадцать, преимущественно в режиме вопрос-ответ. Приоритетным направлением работы Екатерина Проничева назвала «выставочные проекты, связанные с увеличением гастрольной выставочной деятельности по регионам», причем здесь акцент ставится на мультимедийные показы, поскольку представить их можно на любой площадке. Напомним, идею мультимедийных проектов как, в частности, менее затратных выдвигал министр культуры Владимир Мединский. Тема мультимедийности продолжится и в проекте виртуального Государственного музея нового западного искусства, который – не виртуально – хотела восстановить директор ГМИИ Ирина Антонова. Сейчас готовят рабочий проект.

В целом озвученные направления деятельности напоминают курс «культуру – в массы». Планируется вернуть и усовершенствовать вводившуюся в ноябре «Музейную карту» с единым для разных музеев билетом, расширить уже в 2013-м изменивший формат форум «Интермузей», «чтобы привлечь максимальное количество публики» – и активно включать в ежегодную акцию «Ночь в музее» города по всей России, а может быть, устроить и видеомосты во время музейной ночи с городами других стран.

Еще одна новость недели: «Интерфакс», ссылаясь на источник, близкий к руководству Минкульта России сообщил, что в ближайшее время будет подписан указ о слиянии Российского института культурологии (РИК) и Российского института культурного и природного наследия им.Д.С. Лихачева, по данным агентства, приказ лежит у министра культуры и будет вот-вот подписан, когда утрясутся некоторые детали. В пресс-службе Минкульта агентству не подтвердили информацию о слиянии институтов, заявив, что этот вопрос «сейчас не обсуждается». Другое дело: еще летом, когда бывший директор Института культурологии Кирилл Разлогов покинул свой пост, на «хозяйстве» остался его заместитель Павел Юдин, почти в то же самое время назначенный и директором Института культурного и природного наследия. По информации «НГ», сам приказ о слиянии скорее всего будет выпущен не в этом, а уже в следующем году, но практически эти два института уже соединились под руководством одного директора (а в Институте культурологии Павел Юдин занимает должность заместителя директора). Многие уже воспользовались предложением и написали заявление о переходе из Института культурологии в Лихачевский институт, так что от прежнего РИКа остались, можно сказать, рожки да ножки. Впрочем, даже в частных разговорах сотрудники того и другого институтов отзываются о Юдине с большим уважением, так что в Москве можно сказать реформа подведомственных Минкульту НИИ прошла или пока еще проходит мирно, чего не скажешь о Петербурге, где Институт истории искусств по-прежнему сотрясается от реформаторской деятельности приведенной туда и.о. директором Ольги Кох.

В конце недели стало известно, какие фильмы вошли в девятку претендентов на «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», и в этом списке российского «Сталинграда» не оказалось. Из нынешней девятки к финальному соревнованию подойдут пять картин (мы узнаем названия 16-го января, когда руководство Американской киноакадемии объявит всех участников главного «забега»). Но теперь Федору Бондарчуку и Александру Роднянскому уже можно расслабиться – муки ожидания заветной награды им не грозят. Мы не раз писали о том, что, в общем-то, такое развитие оскаровской судьбы картины было очевидно. Но члены нашего «Оскаровского комитета» продолжают пребывать в уверенности, что киноакадемиков США можно поразить размахом и явным количеством вложенных денег. А в той девятке картин, что сегодня отобрана к дальнейшему соревнованию – как раз человеческие истории, порой камерные и сделанные на скромные средства. Только «Великий мастер» Вонга Кар Вая (представляющий Гонконг) выделяется пышной постановочностью. Также в этом списке «Великая красота» Паоло Соррентино (Италия), «Разомкнутый круг» бельгийца Феликса Ван Гроенгинена, «Эпизод из жизни сборщика железа» боснийца Даниса Тановича, «Пропавшее изображение» Рити Панха из Камбоджи, «Охота» датчанина Томаса Винтерберга, «Две жизни» немца Георга Мааса, «Толстая тетрадь» Яноша Саса из Венгрии и «Омар» Хани Абу-Ассада из Палестины.

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правящая коалиция в Польше укрепила позиции в крупных городах

Правящая коалиция в Польше укрепила позиции в крупных городах

Валерий Мастеров

Премьер заочно поспорил с президентом о размещении в стране ядерного оружия

0
880
Асад не теряет надежды на сближение с Западом

Асад не теряет надежды на сближение с Западом

Игорь Субботин

Дамаск сообщил о сохранении переговорного канала с Вашингтоном

0
1044
ЕС нацелился на "теневой флот" России

ЕС нацелился на "теневой флот" России

Геннадий Петров

В Евросоюзе решили помогать Украине без оглядки на Венгрию

0
1319
Инвестиционные квартиры нужно покупать не в столице, а в Таганроге

Инвестиционные квартиры нужно покупать не в столице, а в Таганроге

Михаил Сергеев

Реальные шансы на возврат денег от приобретения новостроек снижаются

0
979

Другие новости