0
4199
Газета Неделя в обзоре Интернет-версия

28.09.2014 17:34:00

В культуре. "Левиафан" отправляется за "Оскаром", а труппа БДТ возвращается домой

Мария Токмашева

Об авторе: Мария Токмашева – обозреватель отдела культуры «НГ»

Тэги: бдт, петербург, басилашвили, кино, оскар


На минувшей неделе в Санкт-Петербурге наконец открылся Большой драматический театр им. Товстоногова, историческое здание на Фонтанке. Открывали его дважды – в пятницу для премьер-министра Медведева, когда в свежеотреставрированном здании отметили 80-летие Олега Басилашвили, а вчера, в воскресенье, сыграли спектакль открытия «БДТ. Возвращение». Собирались открыться премьерой по роману Чернышевского «Что делать?», сейчас обещают сыграть ее в ноябре. И хотя пятничная церемония была поставлена как уличное шоу – с превращением моста перед входом в театр в «улицу Большого драматического театра», с «распаковыванием» здания из оберточной бумаги и газет, присутствие высокого руководителя превратило и это уличное представление в зрелище для избранных: накануне приглашенные заполняли специальные анкеты для прохода на набережную Фонтанки.

Еще одна давняя петербургская интрига по-прежнему остается непроясненной: речь о том, будет ли у Зубовского института новый руководитель. Теперь ситуацию «затягивает» нынешний директор Ольга Кох, которая к приезду в Северную столицу министра культуры взяла больничный, впрочем, тем самым приоткрывая завесу тайны, – обычно у нас так поступают руководители, которые, узнав о своей готовящейся отставке, решительно и надолго «заболевают». 

А вот еще один сюжет, уже из Москвы. В воскресенье российский оскаровский комитет наконец-то определился со своим выбором. За номинацию на премию Американской киноакадемии от России будет бороться «Левиафан» Андрея Звягинцева. Решение хоть и смелое, но достаточно предсказуемое – в особенности после того, как, по сути, главный конкурент Звягинцева режиссер Андрей Кончаловский в открытом письме попросил оскаровский комитет не рассматривать свою картину «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» в качестве российского претендента на премию. 

Кончаловский указал на две причины такого поступка – личную и общественную, признался, что в последние годы «достаточно резко критиковал голливудизацию российского рынка и пагубное влияние коммерческого американского кино на формирование вкусов и пристрастий наших зрителей», а также отметил, что сама премия «Оскар», по его мнению, сегодня чрезвычайно переоценена определенной частью кинематографистов», «создает иллюзию мирового признания и является как бы свидетельством бесспорных качеств кинопроизведения, что, естественно, не факт». В чем-то Кончаловский, конечно, прав. Россия всегда с особым трепетом относилась к премии Американской киноакадемии, и в последние годы наши кинематографисты и чиновники всегда крайне нелестно высказывались по поводу «Оскара», если отечественные картины так и не получали заветную номинацию. 

Последний раз российская лента боролась за звание лучшего фильма на иностранном языке в 2007 году, когда нашу страну представляла картина Никиты Михалкова «12».

Потом долгие годы выдвижения на соискание премии образцов военно-патриотического кинематографа своих плодов не приносили. И «Левиафан» в этом смысле вполне может изменить тенденцию. Картина Звягинцева имеет очень хороший шанс попасть в список номинантов, а затем и получить заветную статуэтку. После премьеры на Каннском кинофестивале, где фильм получил приз жюри, зарубежные критики называли  «Левиафан» новым кинематографическим шедевром, а самого Звягинцева бесспорным гением. Российская критика хоть и была более осторожна с восторженными эпитетами, признавала тем не менее актуальность картины. Именно эта актуальность наряду со звучанием ненормативной лексики стала существенной проблемой для «Левиафана» в российском прокате. Фильм пришлось переозвучить, вернее, заглушить матерные слова, чтобы получить прокатное удостоверение. 

В итоге в широкий отечественный прокат «Левиафан» выйдет только 13 ноября этого года, хотя прокат во Франции, например, уже начался. По уверениям продюсеров «Левиафана», фильм все же можно было увидеть в некоторых российских кинотеатрах: для соблюдения оскаровского регламента (согласно ему, фильм-соискатель должен минимум неделю идти в коммерческом прокате страны, от которой выдвигается) «Левиафан» якобы показывали в некоторых провинциальных кинотеатрах. По информации государственного реестра фильмов (в свободном доступе на сайте Министерства культуры), прокатное удостоверение фильму было выдано 26 июня, отозвано - 4 сентября, по просьбе фирмы-производителя. 11 сентября выдано новое - фильму «Левиафан.» (с точкой); причина таких манипуляций пока не совсем понятна. 

Проверить  факт проката  достаточно сложно, но, как показывает практика, четкое соблюдение регламента уже давно не является большой проблемой для российского оскаровского комитета. В прошлом году «Сталинград» был выдвинут на соискание премии за две недели до его выхода в широкий прокат. Постфактум продюсеры опять же утверждали, что все прошло по правилам и фильм Федора Бондарчука показывали в одном из петербургских кинотеатров. Найти, правда, реальных «первых зрителей» этой картины так никому и не удалось.

Но, конечно, вовсе не мат мешает фильму Звягинцева на родине. В «Левиафане» на первый план выходят взаимоотношения государства и РПЦ, клерикализация общества и власти, и, вероятно, именно это и влияет на прокатную судьбу картины. И именно поэтому решение российского оскаровского комитета все-таки отправить «Левиафан» на соискание премии Американской киноакадемии выглядит довольно смело. 

Номинанты на премию «Оскар» станут известны 15 января 2015 года. Среди конкурентов Звягинцева в списке соискателей  обладатель «Золотой пальмовой ветви» Нури Бильге Джейлан со своей «Зимней спячкой», юный канадский гений Ксавье Долан и его «Мамочка», француз Бертран Бонелло с фильмом «Сен-Лоран. Стиль это я», братья Дарденн и их социальная драма «Два дня, одна ночь». Полный список претендентов на  оскаровскую номинацию станет известен в начале октября.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
847
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
906
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1173
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
834

Другие новости