0
5964
Газета Неделя в обзоре Интернет-версия

04.10.2015 18:25:00

В экономике. Дмитрий Медведев призывает к экономической цензуре

Анастасия Башкатова
Заместитель заведующего отделом экономики "Независимой газеты"

Об авторе: Анастасия Башкатова – заместитель заведующего отделом экономики «НГ»


Фото Reuters

В конце недели в Сочи прошел международный инвестиционный форум с участием главы правительства РФ и ключевых министров. На нем правительство продемонстрировало, как именно оно готово решать возникающие в отраслях проблемы: оно готово о них умалчивать. Именно так можно было понять выступление Дмитрия Медведева на заседании комиссии по импортозамещению, прошедшем в субботу в рамках форума в Сочи.

Предыстория такова. В четверг, 1 октября, Россельхознадзор обнародовал результаты анализа сырья, которое используется для производства молочной продукции. «По нашим данным, 78,3% продукции, которая преподносится потребителям как сыр, таковой не является, поскольку фальсифицирована растительным жиром», – сообщил Интерфаксу Россельхознадзор. Показатель варьируется в зависимости от региона. Так, в Москве и Московской области доля фальсифицированных сыров достигает 45%. Другие информагентства сообщали примерно те же данные.

Выводы правительственной структуры почти совпали с результатами проверок, которые ранее проводил союз потребителей «Росконтроль». Как он сообщал после проверки более 40 образцов сливочного масла и сыра, «в 70% торговых марок выявлена замена молочного жира растительным, в частности, пальмовым маслом».

Опасения относительно использования пальмового масла имеют под собой основания. По данным Росстата о состоянии внешней торговли, за первое полугодие 2015-го «импорт масла пальмового и его фракций» вырос на 18% к аналогичному периоду прошлого года. В июне импорт вырос более чем на 64% к июню 2014-го. Речь идет об импорте в натуральном, а не денежном выражении. Пальмовое масло – в числе тех немногих товаров, импорт которых растет в условиях продуктового эмбарго.

Однако в пятницу участники рынка и Минсельхоз начали опровергать выкладки Россельхознадзора. Национальный союз производителей молока объявил, что на самом деле объем фальсификата на рынке молока составляет 10%, а на рынке сыра – не более 20–25%. В свою очередь, министр сельского хозяйства Александр Ткачев заявил: «То, что каждый второй килограмм сыра некачественный, такая информация не соответствует действительности. Может быть, на всем рынке в рознице 10–15% фальсификата сыра. Проверка розницы – не функционал Россельхознадзора. Откуда такая информация? Это, наверное, какая-то ошибка».

Статистика противоречива. Значит, требуется дополнительная, более тщательная проверка всех данных, после которой правительство должно принять меры против недобросовестных производителей. 

Но вместо этого Дмитрий Медведев, похоже, поспешил просто поверить в те цифры, которые ему больше понравились, совершенно не учитывая, что объем фальсификата на молочном рынке – это вовсе не тот вопрос, отвечая на который можно руководствоваться верой, надеждой, туманными предположениями. При этом премьер дал понять, что о некоторых проблемах лучше вообще не говорить, чтобы не волновать граждан. И в этом можно увидеть признаки экономической цензуры.

«Наши коллеги сказали, что на нашем продовольственном рынке то ли 70, то ли 80% сыров – это фальсификаты. Я думаю, что это не так, – сообщил Медведев. – Как только такие фразы произносятся (я просто смотрю по социальным сетям, по каким-то другим источникам), народ начинает волноваться, говорить о том, где же это самое импортозамещение, если 80% сыра фальсифицировано».

«Нужно, чтобы все эти должностные лица, говоря такие вещи, либо сопровождали это комментариями (а из таких заключений нужно делать очень серьезные выводы), либо не делали этого, если они не уверены в этих словах. Я просто попросил бы всех на это обратить внимание», – указал Медведев. Но почему глава правительства думает, что Россельхознадзор был не так уверен в своих тревожных данных, как Минсельхоз – в своей, более радостной, статистике?

Кроме того, на форуме в Сочи правительственные чиновники рассказали, какую они ожидают инфляцию. Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев считает, что уже во втором квартале 2016-го инфляция в России в годовом выражении опустится ниже 10%. Замглавы Минфина Максим Орешкин пошел еще дальше: по его словам, инфляция в 2016-м может быть 6% и даже ниже. Минфину сейчас было бы выгодно убедить общественность в будущей низкой инфляции для того, чтобы предложенная ведомством индексация пенсий на 4% не казалась социальной катастрофой. Ведь одно дело индексировать пенсию на 4% при инфляции, которая почти достигла 16%, как сейчас; другое дело – при росте цен всего на 6%.

В среду Всемирный банк предупредил, что 2015 год запомнится россиянам как первый год «существенного повышения уровня бедности за период после кризиса 1998–1999 годов». Если в 2014-м уровень бедности в России был около 11%, доходы ниже величины прожиточного минимума получали 16,1 млн человек, то по итогам первого полугодия 2015-го уровень бедности уже превысил 15%, за чертой бедности находятся 21,7 млн человек – такова официальная статистика.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
696
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
718
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
965
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
687

Другие новости