1
3796
Газета Неделя в обзоре Печатная версия

15.11.2015 17:47:00

В культуре. Скандалы в искусстве сегодня и 100 лет назад и юбилей Табакова в МХТ

Тэги: культура, скандалы, петр павленский, акция, фсб, каземир малевич, черный квадрат, сенсация, олег табаков, табакерка


культура, скандалы, петр павленский, акция, фсб, каземир малевич, черный квадрат, сенсация, олег табаков, табакерка Фото Reuters

События прошедшей недели, связанные с миром искусства, любопытным образом пересекаются. Очередное скандальное выступление художника-акциониста Петра Павленского обсуждается так же горячо, как 100 лет назад «Черный квадрат» Малевича. О том, что у послания Малевича есть второе дно и что оно собой представляет, стало известно на днях. Быть может, и акции Павленского будут изучать век спустя. Сейчас же действия художника вызывают у одних ассоциации с юродивым, у других – восхищение. 

В ночь на 9 ноября Петр Павленский поджег двери ФСБ, смысл акции (она получила название «Угроза») он объяснил в выложенном в Интернете видео: «Страх превращает свободных людей в слипшуюся массу разрозненных тел. Угроза неизбежной расправы нависает над каждым, кто находится в пределах досягаемости для устройств наружного наблюдения, прослушивания разговоров и границ паспортного контроля». 

В настоящее время художник задержан по обвинению в вандализме, между тем сам он оценивает свои действия как антитеррористические. «Я думаю, что этот поступок надо рассматривать как жест в лицо терроризму», – сказал Павленский в суде. Поджог двери был лишь зачином художественного акта: арест и суд станут продолжением, приговор – финалом, реакция общественности – своего рода социальным фоном.

А к 100-летию «Черного квадрата» Третьяковская галерея приготовила сенсационную новость, которая разошлась несколько раньше запланированной для журналистов на грядущую среду презентации. Хранящийся в ГТГ опус Малевича (висевший на манер иконы в красном углу на «Последней футуристической выставке «0,10» в 1915 году) многослоен в буквальном смысле слова: сначала Малевич написал кубофутуристическую композицию, затем протосупрематическую, а уж поверх всего появился «Черный квадрат». То, что под квадратом есть нечто еще, было известно и раньше – исследователи отмечают, что сквозь кракелюр проступает нижнее изображение, но с помощью новых исследований обнаружили, что «подтекстов» у картины два. А кроме того, выяснилось, что там имеется авторская надпись про битву негров. Которая, возможно, адресует к французскому острослову, журналисту и писателю Альфонсу Алле и его черной картине «Битва негров в пещере глубокой ночью». Впервые о новых подробностях в истории «Черного квадрата» директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова сообщила чуть больше месяца назад в Базеле на открытии выставки «В поисках «0,10» – последней футуристической выставки картин». На прошлой неделе об этом говорили на конференции «Визуальная смысловая система Казимира Малевича и современная художественная практика», которая прошла в Академии художеств. Наконец, на этой неделе Третьяковка собирает брифинг, где о новых исследованиях «Черного квадрата» журналистам обещают рассказать сотрудники музея Ирина Вакар, Елена Любавская, Екатерина Воронина и Ирина Рустамова. Результаты изучения войдут в монографию о «Черном квадрате». Остается ждать деталей.

А в субботу в МХТ отпраздновали юбилей Табакова. Его 80-летие начали праздновать день в день, 17 августа, в ноябре же устроили неделю спектаклей с его участием, которая и завершилась, как праздничным аккордом, вечером в МХТ. Из официальных лиц были Александр Жуков и Дмитрий Казак, с корзиной цветов от премьер-министра прибыла Светлана Медведева… 

За почти три часа, что шел концерт, было немало остроумных и изобретательных номеров (поскольку вечер вместе с Игорем Золотовицким вел Иван Ургант, его непременно покажут потом по Первому каналу). Среди запоминающихся – поздравления от команды «80+» – Ширвиндта, Любшина и Соломина, к которым попозже присоединился 100-летний Владимир Михайлович Зельдин, живьем Табакова поздравили его знаменитые ученики – Безруков (в роли Моцарта, которого больше 20 лет на сцене травил Табаков–Сальери), Машков (в образе Абрама Шварца из «Матросской тишины»), Евгений Миронов был представлен видеообращением, впрочем, даже с экрана поздравления от товарищей по цеху – худруков Галины Волчек и Марка Захарова – были встречены очень тепло.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(1)


Виктор Рыбаков 12:47 16.11.2015

Вот она,современная "либеральная"российская культурка:с прибитым к брусчатке Красной площади причинным местом,вздыбленным фаллосом,зашитым всем,что только можно зашить,причём,зашитым самими "художниками" ,с позволения сказать.....



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Как скрестить ИИ с человеческими ценностями

Как скрестить ИИ с человеческими ценностями

Александр Рудаков

Высокие технологии в ситуации постмодерна

0
715
Удальцов призвал левых на "народный импичмент Путину"

Удальцов призвал левых на "народный импичмент Путину"

Мария Рискина

Иван Родин

Зюганов в критике Кремля сохраняет подчеркнутую корректность

0
5592
Партия сказала посадить – значит надо!

Партия сказала посадить – значит надо!

Кирилл Поехавшев

Митинговали за что угодно, лишь бы не строить светлое будущее

1
1075
Мосгорсуд подтвердил родительские права участников протестной акции 3 августа Хомских

Мосгорсуд подтвердил родительские права участников протестной акции 3 августа Хомских

0
626

Другие новости

Загрузка...
24smi.org