0
2263
Газета В мире Интернет-версия

18.09.1999 00:00:00

Латиноамериканский вектор российской дипломатии

Игорь Иванов

Об авторе: Игорь Сергеевич Иванов - министр иностранных дел РФ.

Тэги: Латинская Америка, Иванов, МИД


БАЗА ДЛЯ СОТРУДНИЧЕСТВА

Среди объективных факторов, благоприятствующих российско-латиноамериканскому взаимодействию, хотел бы выделить следующие.

Во-первых, Россию связывают с Латинской Америкой давние исторические узы. Дипломатические отношения с Бразилией были установлены еще в 1828 г., с Аргентиной - в 1885 г., с Мексикой - в 1890 г. Сейчас Россия поддерживает дипотношения с 28 из 33 суверенных государств континента (исключение составляют отдельные островные страны в Восточных Карибах).

Во-вторых, Латинская Америка представляет собой в формирующемся многополюсном мире самостоятельную геополитическую и экономическую величину. Существенно возрос вес латиноамериканских стран в международных делах. Они не замыкаются только на своих нуждах, а активно подключаются к обсуждению глобальных проблем мировой политики. Этот континент также пережил негативное воздействие межблоковой конфронтации. Поэтому здесь растет понимание того, что стабильность в международных отношениях может опираться только на многополюсное мироустройство. Такой настрой проявился, например, во время недавних событий на Балканах. Укрепление многосторонней дипломатии, роли реформируемой ООН как уникального центра гармонизации интересов всех государств мирового сообщества - эта задача сближает российских и латиноамериканских политиков. Не могу не вспомнить в этой связи бессмертные слова Бенито Хуареса: "Уважение прав других - это мир".

В-третьих, это один из наиболее динамично развивавшихся в 1990-х гг. регионов. Его ведущие государства по многим показателям вплотную подошли к промышленно развитым странам. Несмотря на то что мировой финансовый кризис не обошел стороной и экономику Латинской Америки, этот растущий и емкий рынок представляет для российской промышленности несомненный интерес, в том числе и с точки зрения существующих возможностей продвижения сюда нашей высокотехнологичной продукции (авиатехника, автомобили, запуски спутников и др.).

В-четвертых, Латинская Америка далеко продвинулась в плане создания эффективных интеграционных механизмов взаимодействия и согласования позиций по важнейшим политическим и экономическим вопросам современности. Пример тому - такие региональные структуры и интеграционные объединения, как Организация американских государств, Латиноамериканская ассоциация интеграции, групп "РИО", группа общего рынка стран Южного конуса (МЕРКОСУР), Андская корпорация развития и др.

В-пятых, нельзя забывать о существующих параллелях в новейшей истории России и многих стран континента. Латиноамериканцы, отказавшись от диктаторского прошлого, наработали достойный внимания опыт строительства демократических институтов власти. Латинская Америка - это уникальный "полигон" обкатки реформ в политической и социально-экономической сфере. Ее опыт небезынтересен и для нас.

И, наконец, в-шестых, развитие отношений со странами Латинской Америки опирается на широкий внутриполитический консенсус в нашей стране. Без преувеличения скажу, что с латиноамериканцами у нас нет спорных, разделяющих нас проблем. Этот фактор нельзя не учитывать.

Практическая линия российской внешней политики в Латинской Америке направлена в настоящее время на то, чтобы с учетом этих объективных благоприятных предпосылок максимально содействовать расширению поля нашего взаимодействия в мировой политике, интенсификации взаимовыгодного экономического сотрудничества, разносторонних связей в культурной области, в сфере образования межчеловеческих контактов.

Для этого заложена солидная и - что особенно важно - обновленная договорно-правовая база. С 11 государствами континента у нас подписаны межгосударственные договоры об основах отношений и о принципах сотрудничества (или эквивалентные им декларации).

Хотел бы однозначно подтвердить: сотрудничество России с Латинской Америкой не направлено против третьих стран. Мы против возрождения конфронтации в том регионе. У России здесь есть свои интересы, которые мы продвигаем в полном соответствии с общепризнанными нормами международного права, принципами цивилизованной конкуренции.

Развитию политического диалога способствуют регулярные межгосударственные контакты на высшем и высоком уровне. Только за последний год в Москве побывали президент Аргентины, министры иностранных дел Кубы, Гватемалы, Перу. На повестке дня - визит моего коллеги из Чили.

Предстоит насыщенная программа бесед на 54-й сессии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке, включая многосторонние встречи - с координационной "тройкой" наиболее представительного латиноамериканского объединения - Группы "Рио" и министрами иностранных дел государств Центральной Америки и Доминиканской Республики.

Одной из центральных тем нашего диалога со странами Латинской Америки является выработка совместных механизмов противодействия современным угрозам и вызовам универсального характера.

Мы приветствуем, что Латинская Америка поэтапно формирует свою собственную концепцию региональной безопасности, основанную исключительно на политических средствах ее достижения. Регион стал пионером в осуществлении крупных международных инициатив. Среди них - договорно-правовое закрепление безъядерного статуса (Договор Тлателолко) и обеспечение его на протяжении вот уже более чем трех десятилетий, объявление западного полушария зоной, свободной от противопехотных мин, принятия региональной конвенции, запрещающей незаконное производство и оборотогнестрельного оружия.

Немалый опыт накоплен в Латинской Америке и в области миротворчества, разрешения внутренних и международных конфликтов политическими способами. К слову сказать, наша страна играла активную роль в деле политического урегулирования ряда затяжных конфликтов в Центральной Америке (Никарагуа, Сальвадор, Гватемала).

Россия подтверждает свою приверженность разрешению исключительно мирными средствами сложной внутренней ситуации в Колумбии, где происходит "наложение" проблемы левых повстанцев, борьбы с наркобизнесом, недопущения нарушения прав человека. Готовы оказать этому необходимое политическое содействие на двустороннем и многостороннем уровне.

Отмечаем существенный вклад латиноамериканцев в выработку политических принципов и практических направлений борьбы с незаконным производством и оборотом наркотиков. Включая подготовку прошедшей в 1997 г. спецсессии Генассамблеи ООН по наркопроблеме.

Практика, в том числе и этого континента, свидетельствует о том, что у столь сложной задачи не может быть одномерных решений. Борьба с наркотраффиком - это ответственный, тяжелый и порою очень опасный труд. И мы намерены использовать все возможности для противодействия этой угрозе. В этих целях Россия заключила восемь двусторонних соглашений с государствами континента о сотрудничестве в данной области, которые позволят правоохранительным органам энергично взаимодействовать в целях пресечения деятельности латиноамериканских наркодельцов и российских преступных группировок.

Немалый опыт накоплен странами Латинской Америки в борьбе с наркобизнесом, например, в Перу или Боливии, где в результате осуществляемых программ наркопроизводство становится экономически невыгодным.

СИТУАЦИЯ ВОКРУГ КУБЫ

Серьезная политическая проблема в западном полушарии - это урегулирование ситуации вокруг Кубы. Существующие на острове порядки неоднозначно воспринимаются в мире. У них есть свои сторонники и свои оппоненты. Мы искренне заинтересованы в том, чтобы Куба прочно зарекомендовала себя в качестве государства, стремящегося обеспечить соблюдение и уважение всех прав и основных свобод. При этом Россия верна своему уже традиционному тезису о том, что права человека должны служить объединению, а не разъединению государств и народов.

Беспристрастный анализ показывает, что сорокалетняя американо-кубинская конфронтация, включая законодательно закрепленное торгово-экономическое эмбарго США в отношении Кубы, и по своему размаху, и по глубине порождаемых ею последствий давно уже вышла за рамки декларируемой заботы о правах человека. Нынешняя Куба не представляет собой угрозы безопасности США - об этом заявило даже столь авторитетное в данной области ведомство, как Пентагон.

Становится все более очевидным, что проблема Кубы для Вашингтона - это вопрос внутренней политики США. Ее решение стало заложником интересов немногочисленного, но влиятельного эмигрантского лобби. Сохранение эмбарго выглядит анахронизмом, не отвечающим реалиям сегодняшнего дня. Противоречит оно, на наш взгляд, интересам самих США и американского бизнеса. Неприятие во всем мире вызвали попытки введения в действие экстерриториального закона Хелмса-Бэртона, распространения ограничений, установленных внутренним американским законодательством на отношения с Кубой третьих - суверенных - стран.

Позиция России в этом отношении сформулирована четко. Мы - за полную нормализацию обстановки вокруг Кубы - отмену эмбарго (в пользу чего, кстати, выступает подавляющее большинство государств-членов ООН), реинтеграцию Гаваны в региональные институты сотрудничества.

Свои отношения с Кубой мы строим на новой, деидеологизированной основе. Они не направлены против кого бы то ни было. Это относится и к российскому радиоэлектронному центру "Лурдес", осуществляющему, в частности, контроль за соблюдением российско-американских договоренностей по разоружению. Удовлетворены, что этой точки зрения придерживается и официальный Вашингтон. Это касается и АЭС "Хурагуа", строительство которой по экономическим причинам временно заморожено. Сама станция не представляет угрозы безопасности, в том числе безопасности США, о чем в свое время заявила представительная инспекция МАГАТЭ. В этом могли бы убедиться и американские эксперты, если, конечно, у них будет на то желание.

ДИПЛОМАТИЯ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ

Отдельной строкой хотел бы сказать о российско-латиноамериканском торгово-экономическом сотрудничестве. В начале 1990-х гг., когда в нашей стране проводилась глубокая реформа всего хозяйственного механизма, и в том числе его внешнеэкономической составляющей, эти отношения пошли на спад. В последнее время мы наблюдаем обнадеживающую тенденцию: взаимная торговля несколько выросла (в 1998 г. она составила порядка 2,5 млрд. долл.), имеют место отдельные проекты инвестиционного сотрудничества с Аргентиной, Бразилией, Кубой, Никарагуа, Эквадором.

Однако такой объем ни в коей мере не может нас удовлетворить. Тем более что у российской и латиноамериканской экономик существуют заметные сферы взаимодополняемости, делающие нас не конкурентами, а потенциальными партнерами на мировых рынках. Среди негативных факторов, сдерживающих развитие торгово-экономических связей, следует упомянуть и общие кризисные явления, проявившиеся в экономике как России, так и стран Латинской Америки. Имеются факты и недобросовестной конкуренции со стороны фирм, стремящихся не допустить российские товары (например, нашу авиатехнику) на латиноамериканский рынок. Но налицо и "специфические" причины. Например, отсутствие эффективного финансового механизма.

Существенные резервы для работы существуют у российского Национального комитета содействия экономическому сотрудничеству со странами Латинской Америки (НК СЭСЛА), который в целом играет позитивную роль в налаживании взаимовыгодных контактов между российскими и латиноамериканскими предпринимателями.

В этих условиях МИД видит свою задачу в том, чтобы содействовать формированию правовых "правил игры" для сотрудничества деловых кругов России и Латинской Америки. Сейчас действуют 15 двусторонних соглашений о торгово-экономическом, и 11 - о научно-техническом сотрудничестве. С Аргентиной и Кубой заключены соглашения о защите и взаимном поощрении инвестиций. Созданы смешанные комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству России с Аргентиной, Бразилией, Колумбией, Кубой, Мексикой. Наши посольства, их экономические отделы все больше становятся надежными проводниками в установлении прямых связей между российскими и латиноамериканскими бизнесменами без посредников из третьих стран.

Такая линия на поощрение прямого торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества видится нам особенно актуальной в свете идущих переговоров о создании межамериканской зоны свободной торговли и принятого принципиального решения о формировании общего экономического пространства между Латинской Америкой и Европейским союзом.

***

Отношения России и государств Латинской Америки - это тот наглядный пример, когда расстояния не препятствуют близости народов. Их основа - многовековая история наших стран, параллели в их развитии, переплетения человеческих судеб. Не случайно, наверное, континент неизменно привлекал к себе выдающихся деятелей нашей культуры. Даже мотивы и ритмы многих популярных у нас песен навеяны латиноамериканской музыкальной традицией, а чтение бессмертных творений Габриэля Гарсии Маркеса воскрешает в памяти героев Салтыкова-Щедрина.

Последняя - незаконченная - картина великого Диего Риверы, написанная им по воспоминаниям посещения нашей страны, называется "Дитя спутника". Сюжет прост и одновременно подкупающе искренен: стоит мальчик в русской ушанке и на морозе ест мороженое. Далеко не каждый иностранец способен столь точно "подхватить" суть русского характера, загадочную "русскую душу". Убежден, что духовная близость, глубокие исторические корни, общность политических ценностей являются надежной базой дальнейшего продвижения наших отношений со странами Латинской Америки. Руководство страны, МИД России будут делать для этого все необходимое.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
670
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1350
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1188
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2256

Другие новости