0
1114
Газета В мире Интернет-версия

27.11.1999 00:00:00

Грозный и ОБСЕ ведут переписку за спиной Москвы

Тэги: Аушев, Ингушетия, ОБСЕ


В НАЧАЛЕ следующей недели, как уже объявлено, в Москву собирается приехать действующий председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Норвегии Кнут Воллебэк. Норвежский дипломат очень долго упорствовал в своем желании посетить Чечню и обнаружить там признаки ужасающей гуманитарной ситуации. Россия, как известно, не приемлет никаких вариантов политического участия - будь то посредничество или оказание давление - каких-либо международных организаций в решении чеченской проблемы. В этом ее законном праве Москве никто не отказывает, и на словах, а также во всех документах (в том числе и в тексте подписанной на прошедшем саммите ОБСЕ Стамбульской декларации) все страны-участницы Организации подписались под словами о поддержке территориальной целостности и суверенитета России. На деле это означает, что все признают Чечню субъектом Российской Федерации, не претендуют ни на какие политические роли, а стало быть, в данной ситуации проведение каких-либо контактов отдельного государства, и тем более уважаемой международной организации, каковой, например, является ОБСЕ, осуществляться не должно. Ибо это может быть вполне справедливо квалифицировано как вмешательство во внутренние дела суверенного государства. Однако скрытые желания ряда западных политиков несколько отличаются от официально декларируемой линии.

В распоряжении "НГ" оказались документы, свидетельствующие о том, что за спиной Москвы, без ее согласия ОБСЕ ведет переписку с руководством Ичкерии. Среди тех, чьи подписи стоят под этими документами, и тех, кому они адресованы, - все тот же Кнут Воллебэк, два других норвежца: руководитель Группы содействия ОБСЕ в Чечне посол Одд Гуннар Скагестад, представитель действующего председателя Ким Тровак, возглавлявший недавно первую гуманитарную делегацию ОБСЕ, посетившую Ингушетию в десятых числах ноября, другие дипломаты. С другой стороны письма на адрес главы группы содействия ОБСЕ в Чечне писали президент Аслан Масхадов, вице-премьер Казбек Махашев, "министр иностранных дел Ичкерии" Ильяс Ахмадов. Упоминается в переписке и имя президента Ингушетии Руслана Аушева.

Аслан Масхадов, похоже, был рад получить письмо от Кнута Воллебэка.
Фото НГ-фото и ИТАР-ТАСС

Во внутренней переписке ОБСЕ, а также в корреспонденции между представителями Организации содержатся косвенные доказательства того, что власти Ингушетии, а также Грузии могли если не содействовать, то по крайней мере быть в курсе того, что их территории рассматриваются Грозным как вполне подходящее место для проведения собственных мероприятий, например, встреч с дипломатами из ОБСЕ. Так, например, в официальном письме на английском языке "министерства иностранных дел Чеченской Республики Ичкерия" (таковое ведомство де-юре в международном пространстве не существует, но тем не менее часто фигурирует во внутренней переписке ОБСЕ) на имя "главы миссии ОБСЕ в Чеченской Республике Ичкерия" за #180 от 17 августа 1999 года Ильяс Ахмадов, помимо обычных обвинений в адрес России и призывов к международному сообществу вмешаться, сообщает весьма интересные подробности относительно своих возможностей: "Со своей стороны, я выражаю готовность немедленно встретиться с вами в любом месте, удобном для вас (как, например, Ингушетия или Грузия), чтобы обсудить вопросы сотрудничества по проблеме поддержания безопасности и стабильности в регионе".

Не менее интересен и другой документ: факсовое сообщение, отправленное упомянутым уже г-ном Оддом Гуннаром Скагестадом Руслану Аушеву, в котором содержится просьба "передать по возможности господину А.Масхадову обращение Министра Иностранных Дел Норвегии и Действующего Председателя ОБСЕ господина Кнута Воллебэка".

Само же это обращение Воллебэка, пожалуй, является наиболее интересным. Составлено оно на специальном бланке действующего председателя ОБСЕ, министра иностранных дел Норвегии. Отметки на бумаге свидетельствуют, что она была отправлена из норвежского МИДа на московский факс Группы содействия ОБСЕ в Чечне 5 ноября.

"Дорогой Президент Аслан Масхадов, - пишет Кнут Воллебэк. - Благодарю вас за ваше письмо от 17 октября 1999 (года. - "НГ"). Позвольте мне прежде всего выразить мое сострадание в связи с тяжелым гуманитарным положением чеченского народа. Могу вас уверить, что я досконально информирован об ухудшающейся ситуации, которая сложилась в Чечне и окружающих районах как результат нынешнего конфликта<...>

Не раз мы поднимали проблему развития в Чечне и вокруг нее в (контактах. - "НГ") с государствами-членами ОБСЕ и будем продолжать это делать. Мы также будем активно продолжать диалог с Российской Федерацией на политическом и высшем гражданском уровне с целью настоять на необходимости немедленного улучшения гуманитарной ситуации и обеспечения политического решения конфликта. ОБСЕ и в дальнейшем будет предлагать свои добрые услуги в этой связи.

ОБСЕ планирует осуществить миссию расследования в регион в ближайшем будущем. Надеюсь, это обеспечит дополнительный вклад в международные гуманитарные усилия в начло процесса, ведущего к политическому решению конфликта.<...>

Искренне ваш, Кнут Воллебэк"

Кроме поставленного уже вопроса о законности подобной переписки в обход Москвы, встают и другие. Почему, например, Воллебэк достаточно уверенно (если уж он об этом информирует Масхадова) говорит о ближайших планах направить миссию расследования? Абсолютно точно известно, что никакого согласования данного вопроса с российской стороной не было. Известно также и другое: единственная договоренность, достигнутая с Россией (и это документально зафиксировано в Стамбульской декларации ОБСЕ), касается "визита действующего председателя в регион" (только действующего председателя, а не миссии). Москва согласилась на это лишь на стамбульском саммите, и то с большой неохотой. А до встречи в верхах Россия вообще не собиралась обсуждать этот вопрос. Однако письмо Воллебэка Масхадову отправлено почти за две недели до саммита.

Кстати, что касается визита Воллебэка. Стоит еще раз напомнить, что в Чечню он не поедет. Послезавтра он прибудет только для переговоров в Москве с главой МИД РФ Игорем Ивановым, а затем вернется в Осло. В беседе с корреспондентом "НГ" Петром Черняковым Кнут Воллебэк сообщил, что на Северный Кавказ он планирует поехать не раньше середины декабря. Поясним: это его, Воллебэка, запросные позиции, которые необязательно совпадают (а скорее всего не совпадают) с позициями России, которая одна в данном случае вольна определять и сроки, и характер, и маршрут визита Воллебэка.

Воллебэк же достаточно непоследователен в своих заявлениях. То он говорит, что его поездка будет носить чисто гуманитарный характер (как оно и есть на самом деле), то заявляет, что это "к большому сожалению", а порой утверждает, что роль ОБСЕ в чеченском конфликте должна быть политической. Что же касается норвежских дипломатов, представляющих ОБСЕ, то они уже продемонстрировали, каким образом они относятся к определенному их миссиям и делегациям сугубо гуманитарному статусу. Упомянутый уже Ким Тровак, будучи на территории Ингушетии, сделал чисто политическое заявление: "Конфликт в Чечне выходит за рамки внутренней проблемы России". А приезжавший вместе с ним на Северный Кавказ Одд Скагестад, как видно из его факсового сообщения, собирался лично выразить благодарность Руслану Аушеву за любезность: передачу письма Воллебэка Масхадову.

Вероятно, факты закулисной игры с чеченскими властями, которая явно задевает не только честь России, но и ее суверенитет, не будет способствовать благожелательному настрою российских дипломатов на переговорах с главой норвежского МИДа. В этой связи нельзя исключать, что Кнут Воллебэк, полномочия которого как действующего председателя ОБСЕ истекают 31 декабря, вообще не попадет на Северный Кавказ, не говоря уже о Чечне как таковой.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
394
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
614
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
450
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
252

Другие новости