0
878
Газета В мире Интернет-версия

17.05.2000 00:00:00

Игра по цивилизованным правилам

Тэги: оружие, авиация, сертификат


ОДИН из общепринятых в цивилизованном мире законов таков: каждый вид продукции должен быть защищен соответствующим техническим сертификатом. Это паспорт изделия, его основной документ. Он гарантирует покупателю высокое качество и надежность приобретения, которые удостоверяются многочисленными испытаниями и сложными специально-профессиональными проверками. В авиации же, где вопросы безопасности имеют первостепенное значение, сертификат от предприятия-изготовителя требуется почти на каждый болт и гайку самолета, не говоря уже о других деталях и узлах.

Поддержать этот цивилизованный порядок в сфере модернизации советской военно-авиационной техники, оставшейся в странах Восточной и Центральной Европы, призвана российско-немецкая компания МАПС, образованная в 1993 г. Причем России этот проект должен принести 300-600 млн. долл.

Первопричины

Дело в том, что еще десяток лет назад функции контроля за техническими стандартами боевой авиации в государствах ЦВЕ выполняли соответствующие органы Варшавского договора. Однако после его самороспуска, а затем и развала Советского Союза исчез и технический контроль. Тем не менее жизнь не стоит на месте: ни одна из стран бывшего советского блока не разоружилась, между тем, например,120 истребителей советского производства требуют модернизации и боевого переоснащения.

Восточноевропейские генералы и военные ведомства идут, правда, на разные ухищрения: пытаются приобрести запасные части и даже целые авиационные блоки не у завода-изготовителя, то есть в России, а в тех странах, где они просто залежались на складах, естественно, без всякого технического обслуживания и соответствующих гарантий к использованию. Таким "левым" донором частенько выступает Украина. Ей многие авиационные агрегаты от МиГ-29 достались бесплатно, их сбыт дает 100% прибыли - даже значительно заниженная стоимость обеспечивает высокие барыши. К тому же и ответственности за техническое сопровождение ровным счетом никакой. Заключающие контракт генералы также мало чем рискуют (во всяком случае не своими жизнями), но по сложившейся неписаной традиции в сфере военного бизнеса имеют свою долю дохода.

Бесспорно, результаты подобных сделок удовлетворяют их участников. Но, оказывается, в цивилизованном европейском обществе они неприемлемы. Представительная техническая комиссия НАТО, побывав недавно в Словакии, стремящейся к вступлению в Североатлантический союз, выразила непонимание в связи с тем, что замена двигателей на самолетах МиГ-29 была произведена без участия завода-изготовителя. Ведь для стран НАТО - это нонсенс.

Организация

Объединенной Германии, как известно, в наследство достались 24 гэдээровских МиГ-29. Специалисты люфтваффе пришли к выводу, что советские истребители довольно маневренные, не уступают по ряду параметров американским F-16, а по затратам на обслуживание требуют в 4-6 раз средств меньше. Решение переоборудовать МиГ-29 под стандарты НАТО подтолкнуло немецкую корпорацию ДАЗА к созданию совместно с россиянами компании МАПС. Эффект превзошел все ожидания - в ходе учебных боев и различного рода испытательных тестов переоборудованные МиГи одерживают верх над своими иностранными конкурентами. И не только на территории Германии: совсем недавно превосходство машин МАПСа засвидетельствовали канадские военные и инженерно-технические специалисты.

Тем временем МАПС, в котором 50% капитала принадлежит ДАЗА, 34% - российской самолетостроительной корпорации "МиГ" и 16% - российской государственной компании "Росвооружение", принимает решение расширить географию деятельности. Летом прошлого года три учредителя МАПСа подписывают меморандум о совместной работе в странах Центральной и Восточной Европы по модернизации и эксплуатации МиГ-29. Маркетинговую работу берет на себя ДАЗА, а российская сторона - реализацию проектов. Примечательно, что россияне и немцы пришли к соглашению о том, что новый этап сотрудничества необходимо начать с "чистого листа". Подписанные ими до этого по раздельности контракты с Румынией по модернизации МиГ-29 были отозваны. И в конце 1999 г. их заменил уже другой документ.

Сегодня ведутся активные консультации по будущему межправительственному российско-германскому соглашению о действиях в Восточной Европе. В марте состоялось его парафирование, а официальное подписание приурочивается к одной из международных авиакосмических выставок, которая планируется летом 2000 г.

В дальнейшем ожидается, что к этому соглашению присоединятся государства Центральной и Восточной Европы, заинтересованные в модернизации МиГ-29. Процесс предвидится весьма сложным и длительным, поскольку и в Венгрии, и в Польше, и других странах - бывших членах Варшавского договора немало противников дешевой модернизации российских МиГ-29 и одновременно небескорыстных лоббистов приобретения весьма обременительных для национальных бюджетов американских F-16.

Продукция

Немецкие специалисты убедились, что МиГ-29 - довольно совершенная боевая машина, и готовы в этом убеждать весь мир, особенно те страны, которые уже обладают этим самолетом. Его летный ресурс оказался вполне достаточным. Наиболее дорогостоящая часть самолета - планер может послужить еще 15-20 лет. Необходимые переделки под современные стандарты не так уж трудоемки и накладны. Кроме того, самолет становится из простого истребителя многофункциональным, способным работать не только по воздушным, но и наземным, а также морским целям.

Предлагается проведение различных вариантов модернизации в зависимости от практических задач в бою. Отсюда варьируется и стоимость работ, а их максимальное значение не превышает 5 млн. долл. Полный пакет услуг включает замену бортовой аппаратуры, в том числе навигационного и связного оборудования, а также систему управления вооружением.

На предстоящем международном авиасалоне ИЛА-2000 в Берлине (6-12 июня) РСК "МиГ", "Росвооружение" и СП МАПС представят для ознакомления целый спектр вариантов модернизации МиГ-29, которые способны удовлетворить любого потенциального заказчика и эксплуатанта. Впрочем, базовая машина - МиГ-29 - находится не один год на оснащении боевой авиации и зарекомендовала себя довольно высоко.

Интересно, что стоимость модернизации МиГ-29 не превышает 10% стоимости зарубежных аналогов. Причем российский производитель предлагает новые модификации МиГ-29 или модернизацию самолетов, уже состоящих на вооружении, производит постройку или модернизацию новых самолетов, полностью соответствующую требованиям инфраструктуры страны-покупателя. Начальник управления департамента ВВС госкомпании "Росвооружение" Кирилл Вертелов заявляет твердо: "Модернизированный МиГ-29 по критерию "стоимость-эффективность" превосходит новые европейские самолеты поколения "четыре +1", а именно "Еврофайтер", "Рафаль", "Грипен".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
236
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
287
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
238
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
202

Другие новости