0
1489
Газета В мире Интернет-версия

05.06.2001 00:00:00

Президентом Перу стал индеец Кечуа

Елена Шестернина

Об авторе: Эмиль Суренович Дабагян - кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института Латинской Америки.

Тэги: фухимори, толедо, перу, выборы


фухимори, толедо, перу, выборы

В МИНУВШИЕ выходные состоялись выборы, которые в самом Перу уже называют историческими. Этих выборов ждали долго, по меньшей мере - с осени этого года, когда бывший президент Альберто Фухимори на фоне коррупционных скандалов бежал из Перу в Японию, по большей - с момента выборов в 1995 году, когда Фухимори пришел к власти.

Вчера на выборах победил тот, кто и должен был победить, - экономист Алехандро Толедо, выдвинутый партией "Возможная Перу". Впрочем, накануне выборов с уверенностью говорить о том, что шансы его соперника Алана Гарсии, баллотировавшегося от Перуанской апристской партии, нулевые, не приходилось. Глава миссии наблюдателей Организации американских государств Эдуардо Стейн накануне выборов заявил, что исход выборов будет решен незначительной разницей голосов, и призвал кандидатов не делать поспешных заявлений о победе, не дожидаясь официальных результатов Центральной избирательной комиссии, которые будут объявлены только через неделю после выборов. О том, что общество очередной раз оказалось расколото, свидетельствовали и опросы общественного мнения, проводимые накануне выборов: за обоих кандидатов готовы были проголосовать приблизительно равное количество избирателей.

Известные на сегодняшний момент предварительные официальные данные голосования после подсчета 62 процентов бюллетеней свидетельствуют о разрыве только в три процента голосов: за лидера центристского блока "Возможная Перу" проголосовали 51,58 процента перуанцев, в то время как руководителя социал-демократической партии АПРА поддержали 48,42 процента. Тем не менее, несмотря на столь небольшую разницу, Гарсия уже признал свое поражение, а Толедо на состоявшемся в воскресенье предвыборном митинге призвал все политические силы страны к национальному согласию.

Накануне выборов всем было очевидно, что необходимо даже в мелочах избегать любых ситуаций, которые потенциально могут привести к срыву голосования, а значит, еще больше затянуть переходный период. Накануне дня голосования были включены предвыборные ограничения, призванные обеспечить максимально стабильные выборы. Они действовали до полудня понедельника и включали в том числе запрет на продолжение предвыборной пропаганды, продажу и употребление спиртного и ношение оружия. Последние ограничения были актуальны в связи с еще одним важным событием в жизни перуанцев, которое происходило в те же дни: в Лиме в воскресенье состоялся отборочный матч чемпионата мира по футболу 2002 года между давними соперниками - Перу и Эквадором.

На этих выборах Толедо выставлял свою кандидатуру уже в третий раз, до этого он оба раза проиграл (в 1995 и 2000 годах). Новый президент Перу - человек необычной биографии. Он выходец из беднейшей многодетной (16 детей) индейской семьи из деревни Кабана в Андских горах. В юности будущий президент подрабатывал тем, что чистил ботинки, однако сумел получить стипендию и закончить Стэнфордский университет в США. Женат на бельгийке, антропологе по профессии Элиан Карп, знающей язык индейцев кечуа, которым принадлежит сам Толедо. Новый президент обещал провести свою инаугурацию, назначенную на 28 июля, в столице империи инков городе Куско. Толедо станет первым в истории страны президентом - индейцем по происхождению.

***

ПРОШЕДШИМИ выборами завершился переходный период, затянувшийся почти на год. Начался он 16 сентября 2000 года с заявления тогдашнего президента Альберто Фухимори о проведении досрочных всеобщих выборов в апреле. Пойти на подобный шаг спустя год после выборов его подвиг скандал вокруг ближайшего помощника президента Владимиро Монтесиноса.

В 1990 году 49-летний Фухимори, инженер-агроном по образованию, ректор столичного сельскохозяйственного университета Ла Молина, этнический японец по происхождению, мало кому известный политик, оказался на вершине власти. Предложив конкретную, понятную большинству электората программу преодоления экономического спада и политического тупика, он во втором туре выборов с явным преимуществом одолел всемирно известного писателя Варгаса Льосу.

Вступив в должность, Фухимори решительно и энергично взялся за выполнение своих обещаний и сумел добиться впечатляющих успехов. Запущенные механизмы неолиберальной модели стали давать ощутимые результаты. Правительству удалось справиться с гиперинфляцией, улучшить показатели роста ВВП, значительно увеличить объем иностранных инвестиций, осуществить масштабную приватизацию. Эти меры помогли несколько смягчить и социальные проблемы. Были обезглавлены и существенно ослаблены левоэкстремистские террористические группировки, прежде всего "Сендеро луминосо", а также серьезно подорваны позиции наркомафии, уничтожены обширные плантации коки.

На волне этих достижений Фухимори в 1995 году легко взял верх над своим основным соперником, бывшим генеральным секретарем ООН Пересом де Куэльяром и вторично стал президентом. Даже мировой финансовый кризис 1998 года, серьезно подорвавший ресурсы государства, и катастрофические последствия природного катаклизма "Эль Ниньо", не сумели поколебать прочность режима.

Между тем на политическом небосклоне было отнюдь не безоблачно. С самого начала Фухимори натолкнулся на отчаянное сопротивление части правящей элиты и парламента. В этих условиях он пошел на чрезвычайную меру - распустил Национальный конгресс, совершив 5 апреля 1992 года "институциональный переворот". Общественное мнение не только не осудило, а даже поддержало эту акцию, что создало почву для дальнейшего сползания Фухимори к авторитаризму.

После октябрьского референдума 1993 года была принята новая Конституция, предоставлявшая президенту широкие полномочия вплоть до роспуска парламента, судебных органов, назначения досрочных выборов, а также право на повторное избрание непосредственно по завершении мандата. Послe этого конгресс принял закон о "подлинной интерпретации Конституции", согласно которому, первым сроком пребывания Фухимори на посту президента следует считать не 1990-1995, а 1995-2000 гг.

Наиболее одиозной фигурой режима, ближайшим соратником Фухимори являлся его советник по вопросам безопасности, шеф Национальной разведывательной службы Владимиро Монтесинос - "серый кардинал" или, как его метко окрестили местные журналисты, "перуанский Распутин". Монтесинос прибрал к рукам важнейшие рычаги власти. Он осуществлял непосредственное руководство разведкой и контрразведкой, в его руках оказалось управление денежными потоками, в том числе происходившими из сферы наркобизнеса. Возможно, что при этом он делился и с президентом, хотя тот это категорически отрицал. Власть и влияние Монтесиноса распространялись и на парламент, суды, армию, где на высоких должностях сидели его выдвиженцы.

Подвалы службы разведки превратились в камеры для пыток, людей казнили без суда и следствия, убивали на улицах, многие исчезали бесследно, тайные агенты наводнили официальные учреждения. Права человека стали фикцией. Все конфиденциальные переговоры с политиками, предпринимателями, парламентариями, журналистами записывались на пленку и хранились в архивах с целью шантажа в случае необходимости. Оппозиционные газеты и радиостанции запрещались и закрывались.

Кажущаяся прочность позиций, упоение экономическими достижениями позволили Фухимори уверовать в свое "мессианское предназначение, и он пошел напролом, выставив свою кандидатуру на третий срок. Очередной победы Фухимори достиг преимущественно за счет использования сомнительных технологий и административного ресурса, подтасовки итогов голосования.

28 июля 2000 года Фухимори вновь вступил в должность. Однако режим трещал по швам. Оппозиция наращивала давление, протесты выплеснулись на улицы.

Тучи сгущались, и гром грянул. Коррупционный скандал вокруг Фухимори вызвал эффект разорвавшейся бомбы. Известие о досрочной отставке президента вызвало двойные чувства - мало кто ожидал подобной развязки. Оппозиция настаивала на немедленной отставке Фухимори. Кульминацией стало невозвращение Фухимори после саммита АТЭС в Брунее и его бегство в Японию, откуда он и направил прошение об отставке. Таким образом, президент Перу подписал себе "смертный" приговор.

Одновременно разваливался и некогда монолитный правящий блок. Были удовлетворены просьбы об отставке первого и второго вице-президентов Туделы и Маркоса. С двух попыток удалось сместить "железную" леди Хильдебрант с поста председателя Конгресса и избрать его главой представителя оппозиции Валентина Паниагуа.

Затем ситуация нормализовалась. Временная администрация создала условия для проведения демократических выборов.

В первом туре президентских выборов было выдвинуто свыше 15 кандидатов, на финишную прямую вышли 8. Примечательно, что экономические платформы кандидатов были во многом похожи. Главное сводилось к тому, чтобы сохранить завоевания режима, не допустить сползания к хаосу и стагнации. Кандидаты, вышедшие во второй тур, главными пунктами своих предвыборных программ, помня о совсем недавнем прошлом страны, обозначили борьбу с коррупцией. Теперь Перу замерла в ожидании первых шагов нового президента Алехандро Толедо, главная задача которого - обеспечение стабильности и недопущение сползания страны к хаосу.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
643
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
1086
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
793
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
416

Другие новости