0
744
Газета В мире Интернет-версия

28.01.2002 00:00:00

Дели и Исламабад меняют ориентиры

Тэги: индия, абдулла, пакистан


индия, абдулла, пакистан

Государственный министр иностранных дел Индии (т.е. министр без портфеля) Омар Абдулла отверг предложение Пакистана о превращении Южной Азии в безъядерную зону. По его словам, позиция индийского правительства заключается в том, что "ядерное оружие должно быть уничтожено в глобальном масштабе, а ликвидация его только в Индии и Пакистане не имеет смысла".

Показательно, что заявление Омара Абдуллы совпало по времени с переговорами между главой МИДа Пакистана Абдулом Саттаром и находившимся с визитом в пакистанской столице генсеком ООН Кофи Аннаном. На совместной пресс-конференции Саттар много говорил о приверженности Пакистана миру, разрядке и о необходимости возобновления переговорного процесса с Индией. Саттар объявил, что Пакистан тотчас же начнет отвод войск от пакистано-индийской границы, если на подобный шаг согласится Дели.

Как говорится, все смешалось в "южноазиатском доме". Последнее время не отпускает мысль, что пакистанские руководители искусно используют риторику, свойственную Дели периода правления Индийского национального конгресса. Тогда представители клана Ганди всемерно отстаивали образ Индии как оплота мира и адепта идеи разрядки международной напряженности во всем регионе Южной Азии и Индийского океана. Для Индии была важна роль лидера Движения неприсоединения, военные же руководители Пакистан ориентировались прежде всего на Вашингтон и его союзников.

Стремясь усугубить раскол мусульманского мира, условно говоря, на "прогрессистов" и "традиционалистов", постоянно пугая Исламабад "красной угрозой", США неоднократно пытались подключить его к своему военно-стратегическому альянсу с Израилем. Теперь же в американских планах место Исламской Республики Пакистан может занять Индия, не только политически сблизившаяся с Вашингтоном, но и наладившая тесное военно-техническое сотрудничество с тем же Израилем.

Помнится, в 1998 г. с приходом к власти в Индии партии Атала Бихари Ваджпаи американские СМИ пугали мир образом "безудержных националистов", которые-де способны начать большую азиатскую войну против мусульман. Однако прагматизм индийского лидера, а также изначально продемонстрированное им стремление к сближению с США двинули развитие индийско-американских отношений совсем в другом направлении, кульминационным моментом которого стало сотрудничество двух стран на "антитеррористической основе". Именно в этом ключе американцы теперь склонны воспринимать конфликты между индийским правительством и исламистской оппозицией, рассматривая сторонников "самоопределения Кашмира" по большей части как религиозных экстремистов.

В свою очередь Россия, унаследовавшая от СССР теплые отношения с Индией, не сумела сохранить на прежнем уровне былой объем экономических связей. Оставаясь пока крупнейшим поставщиком оружия этой стране, Москва все острее ощущает здесь конкуренцию США, а в высокотехнологичных областях даже Израиля. Хотя, например, в прошлом году Россия поставила Дели 130 новейших танков Т-90С.

Но при том, что во время прошлогоднего визита в Москву индийского премьера Атала Бихари Ваджпаи был подтвержден курс на стратегическое партнерство двух стран, Россия все чаще стала получать сигналы о желательном сближении от Исламабада. Подтверждением этого стал приезд в Москву спецпредставителей Первеза Мушаррафа - лидера пропрезидентской Национальной народной партии Асфанда Яр Вали и бывшего заместителя министра иностранных дел Наджмуддина Шейха.

В переданном ими послании главы Пакистана Владимиру Путину излагается позиция Исламабада по кашмирской проблеме, а Москве фактически предлагается стать посредником в урегулировании индийско-пакистанского конфликта. Кроме того, как рассказал обозревателю "НГ" Асфанд Яр Вали, пакистанское правительство хотело бы наладить отношения с Россией и по линии афганского урегулирования. Спецпредставитель Мушаррафа скептически отозвался о предпринимавшихся американцами попытках усилить в Кабуле позиции "своих" людей, входящих в окружение экс-короля Захир Шаха. Роль России как внешнеполитического партнера Северного альянса для пакистанцев особенно важна в свете обострения конфликтов между конкурирующими группировками ниспровергателей талибского режима.

Что касается непосредственно индийско-пакистанского конфликта, то роль посредника здесь все уверенней пытаются взять на себя США. В частности, именно после телефонного разговора индийского министра иностранных дел Джасванга Сингха с госсекретарем США Колином Пауэллом Дели стал воздерживаться от обвинений пакистанских спецслужб в причастности к совершенному в минувший вторник в Калькутте нападению на американский информационный центр.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
750
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
722
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
1271
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
603

Другие новости