0
1575
Газета В мире Интернет-версия

12.03.2004 00:00:00

«Институты-биотеррористы»

Тэги: биооружие, биотерроризм, сша, бронсон


Конгресс и Минобороны США встревожены состоянием объектов российских военных биопрограмм, но пока неясно, выльется ли эта озабоченность в конкретные действия.

40 институтов, оставшихся со времени существования советской программы создания биооружия, превратились в «объекты риска». С таким утверждением в одном из подкомитетов Конгресса США выступила Лайза Бронсон – высокопоставленный представитель Пентагона. По ее словам, наличие таких объектов в России создает «уникальный вызов» в области безопасности. Ведь многие из этих учреждений обладают обширными коллекциями опасных патогенов, но должного контроля за их сохранностью не поддерживается. Плохо обеспечивается и безопасность самих институтов. Как считает Бронсон, подобная «внешняя» угроза учреждениям военной биопрограммы дополняется «внутренней» – проблемой неполной занятости сотрудников институтов.

Лайза Бронсон, занимающая пост заместителя министра обороны США по вопросам политики безопасности в технологической области и нераспространению, считает наибольшей угрозой перспективу попадания в руки террористов содержащихся на российских объектах технологий и знаний в области биооружия, а также патогенов. Как заявила Бронсон, в интересах США содействовать тому, чтобы этого не произошло. Однако она не уточнила, каким образом.

Формально Министерству обороны РФ принадлежат сегодня три исследовательских центра: Институт микробиологии МО РФ (г. Киров) и два его научных центра – Екатеринбургский центр военно-технических проблем противобактериологической защиты и Вирусологический центр в Сергиевом Посаде. В Екатеринбурге, например, выполняются конструкторско-технологические работы по созданию средств защиты от биологического оружия. Там же проводятся работы по производству некоторых вакцин, разрабатываются новые антибиотики. В Сергиевом Посаде разрабатываются новые вакцины от наиболее распространенных вирусных заболеваний.

Как заявлял в 1999 г. в интервью журналу «Ядерный контроль» начальник Управления по биологической защите МО РФ, генерал-лейтенант медицинской службы Валентин Евстигнеев, в распоряжении этих центров находится от одной до пяти ампул каждого возбудителя. «Только штаммов сибирской язвы в нашей коллекции больше 100 образцов, – сообщил Евстигнеев. – Есть чума, сап, бруцеллез, туляремия, холера, продуцент ботулизма, лихорадки Эбола и Ласса, сыпной тиф».

Газета «Нью-Йорк таймс» утверждала не так давно, что в России не только в лабораториях, принадлежащих Министерству обороны, но и в ряде гражданских институтов ведутся работы в области биологического оружия. В частности, упоминался Институт биоорганической химии РАН. Утверждалось, что Московский государственный научный центр антибиотиков по заказу МО РФ разрабатывал в конце 1990-х годов новые антибиотики.

Как одну из ведущих организаций в этой области надо отметить и ГНЦ «Прикладной микробиологии» (п. Оболенск, Московская обл.). Там, например, также велись работы со штаммами сибирской язвы и других возбудителей тяжелых заболеваний.

Но, пожалуй, самый известный и самый мощный в научном плане – ГНЦ вирусологии и биотехнологии «Вектор» (п. Кольцово, Новосибирская обл.). Эта организация, в частности, отвечает за хранение образцов вируса оспы, занималась исследованием штаммов сибирской язвы. «Вектор» – главный центр еще советской военной биологической программы. Его ученые, в частности, изучали генетический код вируса оспы, модификации этого генома. Официально считается, что потенциальное биологическое оружие тестировалось у нас в стране до 1990-х годов.

Директор ГНЦ «Вектор», академик Лев Сандахчиев еще в 2001 году признавался: «Террористы могут легко склонить низкооплачиваемых научных сотрудников бывшего Советского Союза к созданию биологического оружия».

Месяц назад президент США Джордж Буш в одном из своих выступлений назвал «крупнейшей угрозой безопасности человечества» вероятность внезапного нападения террористов с использованием оружия массового уничтожения – биологического, химического, ядерного или радиационного. Слушания, которые сейчас проходят в Сенате, развивают эту тему.

Как считают эксперты, алармистские оценки, представленные Конгрессу Пентагоном, могут дать повод для предложения распространить действие закона Нанна–Лугара на область военных биопрограмм либо для схожих законодательных инициатив. Как известно, по закону, авторами которого стали два видных американских сенатора, США оказывают помощь России в деле обеспечения безопасности хранения и демонтажа ядерных боеприпасов. Эта наиболее крупная программа американской помощи России основана на аргументации, что обеспечение ядерной безопасности в России в конечном счете способствует и безопасности США.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
640
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1325
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1157
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2208

Другие новости