0
604
Газета В мире Интернет-версия

25.05.2004 00:00:00

Новая дель Понте взялась за Россию

Тэги: лойтхойзершнарренбергер, юкос, ходорковский, пасе, доклад


лойтхойзер-шнарренбергер, юкос, ходорковский, пасе, доклад Сабина Лойтхойзер-Шнарренбергер с решительным видом вступает на московскую землю.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото) и Reuters

Представитель Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) Сабина Лойтхойзер-Шнарренбергер прибыла вчера в Москву – специально для выяснения обстоятельств «дела ЮКОСа». Самолет «Аэрофлота» приземлился в аэропорту «Шереметьево-2» во второй половине дня. Отвечая на вопросы встречавших ее журналистов, г-жа Лойтхойзер-Шнарренбергер сообщила, что пока не получила официального согласия российской стороны на встречу с Ходорковским, Лебедевым и Пичугиным. Однако выразила надежду, что в конце концов это удастся. «Посещение арестованных – основная часть моего мандата от Совета Европы». Уже на сегодня у гостьи из ПАСЕ запланированы встречи с замминистра юстиции и замгенпрокурора России. Она также побеседует с представителями комитета по правам человека Госдумы. Остальная часть программы находится в стадии разработки. Гостья будет жить на территории посольства Германии.

Представительнице ПАСЕ поручено подготовить доклад по обстоятельствам ареста и уголовного преследования задержанных по «делу ЮКОСа» для Комитета по юридическим вопросам и правам человека ПАСЕ. По словам генсека Совета Европы Вальтера Швиммера, Лойтхойзер-Шнарренбергер направлена в Москву, чтобы «реально увидеть ситуацию, а не судить о ней по слухам и статьям в прессе».

Миссия Лойтхойзер-Шнарренбергер по своей значимости может оказаться сопоставимой с ролью, которую в свое время сыграла в России г-жа Карла дель Понте – в бытность федеральным прокурором Швейцарии. В России дель Понте прославилась сотрудничеством с тогдашним генпрокурором РФ Юрием Скуратовым и «делом Мабетекс». Именно благодаря ее усилиям в США был арестован и предстал перед судом исполнительный секретарь Союза России и Белоруссии Павел Бородин. И только назначение главным обвинителем в Международный трибунал по бывшей Югославии не позволило дель Понте довести расследование до конца. В Гааге она, однако, не забыла о России. В ноябре 2002 года дель Понте встречалась там с эмиссаром Аслана Масхадова Ахмедом Закаевым, которому пообещала, что «преступления российских военных в Чечне не останутся безнаказанными».

Единственным провалом дель Понте в России можно считать уголовное преследование Сергея Михайлова, которого также называли Михасем. Суд посчитал обвинения против Михайлова (организация преступного сообщества, отмывание «грязных» денег) несостоятельными и обязал Швейцарию выплатить ему компенсацию в полмиллиона долларов.

Что касается Лойтхойзер-Шнарренбергер, то в ее активе уже есть «громкие дела». Один из ее последних докладов для Комитета по юридическим делам и правам человека ПАСЕ критикует итальянский закон Чирами. Согласно этому закону, если подсудимый испытывает опасения в том, что суд необъективен, он может потребовать изменения состава этого суда, причем неограниченное число раз. Закон, как отмечают аналитики, был принят, чтобы освободить от уголовной ответственности премьер-министра Италии Сильвио Берлускони. Процесс по его делу по-прежнему идет.

Лойтхойзер-Шнарренбергер входит, по данным опросов, в «золотую» сотню политиков Германии, занимая 79-е место. Российская столица ей давно знакома. Она не раз бывала здесь, занимая в 1992–1996 годах кресло федерального министра юстиции в правительстве канцлера Коля. Будучи членом Германо-российского форума, она не раз поднимала вопросы о положение в Чечне.

Лойтхойзер-Шнарренбергер родилась в Миндене. Получила юридическое образование в Геттингене и родном Миндене. После защиты докторской диссертации обосновалась в Мюнхене. Двойная фамилия – результат замужества, соединившего ее с журналистом Шнарренбергером. Она долго работала в Немецком патентном ведомстве. Занималась также адвокатской и судебной практикой, в том числе в Федеральном дисциплинарном суде. Но все же значительно более успешной оказалась ее политическая карьера, связанная с членством в Свободной демократической партии (СвДП).

В 1990 году она впервые была избрана по спискам этой партии в бундестаг, а спустя два года уже вошла в состав кабинета Гельмута Коля, заняв считающуюся в Германии чрезвычайно важной должность министра юстиции. Она стала первой женщиной на этом посту. Пресса, вспоминает Лойтхойзер-Шнарренбергер, «набрасывалась» на нее, как на всякую женщину на руководящей должности. СМИ тогда поднимали вопрос о ее профпригодности. В 1996 году она ушла в отставку, воспротивившись принятию законопроекта, разрешавшего в рамках борьбы с терроризмом установку подслушивающих устройств в квартирах частных граждан.

Лойтхойзер-Шнарренбергер продолжает активную политическую и общественную деятельность. Она является председателем организации СвДП в Баварии. Вот уже четвертый срок остается депутатом и заместителем лидера фракции либералов в бундестаге. Там же является заместителем председателя комитета по правам человека и вопросам гуманитарной помощи. «Я выступаю за то, чтобы тема прав человека вновь вернулась туда, где ей надлежит быть – на первый план!» – заявляет Лойтхойзер-Шнарренбергер.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Хунта Мьянмы смягчается под давлением оппозиции и повстанцев

Хунта Мьянмы смягчается под давлением оппозиции и повстанцев

Данила Моисеев

Аун Сан Су Чжи изменена мера пресечения

0
574
Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Владимир Скосырев

Мониторинг КНДР будут вести без России и, возможно, Китая

0
841
Уроки паводков чиновники обещают проанализировать позднее

Уроки паводков чиновники обещают проанализировать позднее

Михаил Сергеев

К 2030 году на отечественный софт перейдут до 80% организаций

0
691
"Яблоко" занялось антитеррором

"Яблоко" занялось антитеррором

Дарья Гармоненко

Инициатива поможет набрать партии очки на региональном уровне

0
687

Другие новости