Проходные заводов «Опеля» могут закрыться.
Фото Reuters
Федеральный канцлер Германии Ангела Меркель направит в ближайшие дни за океан своего нового министра экономики Карла-Теодора цу Гуттенберга, которому поручено согласовать с министром финансов США Тимоти Гейтнером концепцию спасения входящего в империю «Дженерал моторс» автоконцерна «Опель». Сама бундесканцлерин намерена затем посетить головное предприятие старейшей немецкой автофирмы и изложить план предотвращения грозящего ей банкротства.
Кризис американской автопромышленности и в первую очередь «Дженерал Моторс», словно гигантская глыба на шее ее дочерних предприятий, тянет их в Европе под воду. Согласно свежим данным, продажа автомобилей в США упала в феврале по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года на 41%. В том числе «Дженерал моторс» – на 53%, «Форда» – на 48% и «Крайслера» – на 44%.
В Германии угроза банкротства нависла над концерном «Опель», который был куплен американцами восемьдесят лет тому назад в годы Великой депрессии, а в Швеции над фирмой «Сааб». Причем крах «Опеля», по опасениям профсоюза металлистов ФРГ, повлечет за собой (с учетом неизбежного свертывания производства предприятий – поставщиков деталей) по еврозоне утрату 400 тыс. рабочих мест.
В отличие от быстрых и энергичных мер по спасению банков, на что выделены сотни миллиардов евро, федеральное правительство не спешит с подпиткой «Опеля». План получения государственной помощи в 3,3 млрд. евро, составленный руководством фирмы, Министерством экономики отвергнут. Консенсуса по вопросу о том, что делать с «Опелем», в «большой коалиции» нет.
Сказывается обостряющееся соперничество в год выборов. Социал-демократы в принципе допускают антикризисное участие государства в делах немецкого автоконцерна, хотя он принадлежит американскому холдингу. Как заявил председатель СДПГ Франц Мюнтеферинг, «Опель» имеет «системообразующее значение для германской индустрии». Однако Меркель не согласна с этим. Из ее выступления в минувшую среду перед фракцией ХДС/ХСС в Бундестаге следовало, что концерн особого предпочтения не заслуживает.
Похоже, что Меркель озабочена тем, как бы немецкие меры спасения «Опеля» не помешали налаживанию взаимопонимания с администрацией нового президента США Барака Обамы. В Берлине выжидают, какие решения примет в Вашингтоне правительственная рабочая группа по автопрому по итогам встречи с кредиторами «Дженерал моторс», задолжавшего им 27 млрд. долл. Очевидно, что рухнуть ему не дадут, поскольку Обама заявил на заседании обеих палат Конгресса: «Мы поддержим обновление автопромышленности США, которая может конкурировать и выигрывать».
Но чем американские меры обернутся для европейских филиалов «Дженерал моторс» – пока неясно. Как сообщает дюссельдорфская Rheinische Post, американская концепция выживания «Опеля» предусматривает ликвидацию 7600 рабочих мест. В беседе с журналистами во время автосалона в Женеве президент «Дженерал Моторс» Фриц Хендерсон не скрывал, что производство будет сокращаться на всех заводах концерна в Европе. В качестве крайней меры не исключается полное закрытие некоторых из них. Кроме того, намечается сэкономить 1,2 млрд. долл. за счет добровольных увольнений с компенсацией и сокращения зарплаты.
Тем временем кризис все чувствительнее сказывается на германской промышленности. Объем заказов машиностроения в январе снизился на 42%. Это самый низкий показатель в Германии за последние 50 лет. Но кое-кого выручает внутренний спрос. Так, благодаря дотации в 2500 евро, предоставляемой всем, кто сдаст старый автомобиль и приобретет новый экономкласса, в феврале резко, на 21% вырос спрос на такую продукцию. Зарегистрировано более 278 тыс. новых автомобилей.