0
1052
Газета В мире Интернет-версия

18.03.2009 00:00:00

Политический кризис в Пакистане отсрочен

Тэги: пакистан, власть, кризис


В Равалпинди, бывшей столице Пакистана, прошли похороны 14 человек, ставших жертвами бомбиста-самоубийцы. Это преступление послужило подтверждением тому, что уступка президента Зардари, согласившегося под нажимом оппозиции вернуть на свой пост главного судью, не приблизила решение главных проблемы страны – восстановление стабильности и подавление терроризма.

Камикадзе, как полагает полиция, должен был привести в исполнение свой адский замысел против демонстрантов, требовавших восстановления в должности главного судьи и еще нескольких десятков судей, смещенных во время военного правления. Но поскольку президент Асиф Али Зардари и его правительство объявили, что принимают требования оппозиционеров, манифестации были прекращены. Тогда фанатик взорвал автомобиль на людной улице у остановки такси.

Итог: 14 человек убиты, 18 ранены. А всего за последние 20 с небольшим месяцев произошло 200 взрывов мин и акций самоубийц. Погибли более 1600 человек.

Терроризм, так же как и резкое замедление роста экономики в результате мирового финансового кризиса, – вот две главные проблемы, стоящие сегодня перед Пакистаном. На этом фоне конфронтация между президентом, с одной стороны, и лидером главной оппозиционной партии Навазом Шарифом, а также влиятельным юридическим сословием – с другой, лишь усугубляла состояние неопределенности и ставила страну на грань коллапса.

И вот в минувший понедельник правительство объявило, что главный судья Ифтикар Чоудхри, а также его коллеги будут восстановлены в должности. Это решение можно было бы счесть актом государственной мудрости, принятым в высших национальных интересах. Однако, судя по сообщениям пакистанской прессы, оно было в значительной степени вынужденным. Пойти на мировую президента побудили армия и настойчивые советы Вашингтона.

Командующий сухопутными войсками генерал Ашфак Парвез Каяни известил президента, что ему стоит рассчитывать на помощь солдат в подавлении демонстрантов, требовавших восстановления судей. С главными оппонентами неоднократно говорила и госсекретарь США Хиллари Клинтон. Она прямо пригрозила им, что если политический кризис не будет урегулирован, то Пакистан лишится американской помощи.

Как бы то ни было, если не учитывать сохраняющуюся угрозу со стороны «Аль-Каиды» и «Талибана», тенденция к нормализации политической обстановки сегодня очевидна. Ряд пакистанских комментаторов говорят, что уступка президента, или компромисс, как ни назови произошедшее, может способствовать упрочению демократии и даже проложить путь к созданию двухпартийной системы. В этой связи стоит напомнить, что Шариф является лидером партии Мусульманская лига (Н), имеющей массовую базу в провинции Пенджаб. А Зардари, которого вытолкнуло на политическую сцену убийство его супруги Беназир Бхутто, представляет Пакистанскую народную партию (ПНП), которая опирается на поддержку масс прежде всего в провинции Синд, а также и в других районах страны.

«Никогда прежде в истории Пакистана не бывало, чтобы люди решительно выступали за правление закона, за Конституцию. Гражданское общество одержало победу», – говорит аналитик в сфере политики и обороны Насим Зехра.

Однако надежды многих представителей среднего класса на то, что после восстановления Чоудхри в Пакистане суды станут подлинно независимыми, а ведущие политики поведут страну по демократическому пути, могут довольно скоро улетучиться. Во-первых, президент Зардари вышел из кризиса сильно ослабленным. Его авторитет пошатнулся. И неизвестно, будет ли амбициозный экс-премьер Шариф готов следовать условиям подписанного им в 2006 году с Беназир Бхутто «пакта» о том, что Мусульманская лига (Н) и ПНП не будут подрывать позиции друг друга.

Во-вторых, сам главный судья Чоудхри довольно загадочная фигура. Неизвестно, не возобновит ли он судебное преследование Зардари, который, как и его супруга, обвинялся в коррупции. Дело против Зардари и Беназир Бхутто было прекращено по распоряжению военного правителя генерала Первеза Мушаррафа, злейшего врага главного судьи.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1064
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
965
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
1819
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
814

Другие новости