0
1453
Газета В мире Интернет-версия

24.04.2009 00:00:00

Таро Асо требует все Южные Курилы

Тэги: курилы, япония, россия


курилы, япония, россия Премьер Таро Асо не видит возможности компромисса по территориальной проблеме.
Фото Reuters

В связи с предстоящими выборами в парламент глава японского правительства пытается поднять собственную популярность, подыгрывая настроениям националистических кругов. Асо отверг инициативу своего помощника, который высказался за раздел Южных Курил с Россией. Он также послал подношение в храм Ясукуни, где хранятся останки главных японских военных преступников. Пекин осудил этот жест.

Японские политики продолжают использовать территориальный спор с Россией в борьбе за привлечение голосов избирателей накануне выборов, которые могут состояться в конце лета. Последним примером тому может послужить заявление главы правительства Таро Асо, в котором он отмел все подозрения, что готов пойти на компромисс в вопросе о судьбе Южных Курил. Поводом для выступления премьера в нижней палате парламента стала шумиха вокруг интервью, которое дал специальный представитель правительства, бывший первый заместитель главы МИД Японии Сетаро Яти.

Интервью получилось действительно скандальным. Беседуя с корреспондентом газеты Mainichi, высокопоставленный чиновник отошел от прежней позиции Токио, претендующего на все четыре острова Южнокурильской гряды. Он предложил их разделить с Россией. Правда, слово «разделить» тут можно употреблять только в кавычках. «Мы не хотим, чтобы Северные территории превратились в камень преткновения в японско-российских отношениях», – сказал Яти. Чтобы устранить этот камень, по мнению Яти, нужно отдать половину территории спорных островов Японии, а половину – оставить за Россией.

Однако из дальнейших рассуждений бывшего замглавы японского внешнеполитического ведомства видно, что при его варианте решения вопроса контроль почти над всей грядой перешел бы к Японии. Самый крупный из четырех островов – Итуруп. Поэтому нужно поступить следующим образом: вернуть Японии целиком Хабомаи, Шикотан, Кунашир и 20–25% Итурупа. И только оставшаяся часть Итурупа отошла бы России. Японская пресса охарактеризовала инициативу Яти так: 3,5 острова – Японии, 0,5 – России.

Какими бы мотивами ни руководствовался экс-замминистра, ясно, что его арифметика Россию устроить не может. Стоит напомнить, что согласно совместной советско-японской декларации 1956 года Москва согласилась передать Токио Хабомаи и Шикотан после заключения мирного договора. Российские государственные деятели в нынешнем веке указывали, что Россия как правоопреемница СССР признает эту декларацию как существующую. Но из этих высказываний не следовало, что Москва готова была принять условия, выдвигаемые японской стороной.

Что касается Асо, то он так изложил позицию Токио: «Я считаю главным решение вопроса о принадлежности всех четырех островов. Решив его, мы сможем говорить о том, что делать дальше на переговорах с Россией. Это последовательная позиция правительства Японии».

Во время встречи на Сахалине в феврале нынешнего года между президентом РФ Дмитрием Медведевым и Таро Асо стороны согласились ускорить ход переговоров на новой, оригинальной и нестандартной основе. Это, казалось бы, вселяло надежду на компромисс если не сегодня, то в будущем. Но Таро Асо во вчерашнем выступлении открестился от договоренностей, достигнутых на Сахалине. Дезавуировав сначала своего помощника, он затем сказал, что никогда не предлагал решать вопрос путем оригинального нестандартного подхода. Иными словами, премьер в преддверии выборов предпочитает «подыгрывать галерке», а не искать пути к развязыванию узла противоречий с Россией.

Вспышка полемики по поводу «северных территорий» совпала по времени с весенним фестивалем в храме Ясукуни, посвященном жертвам войны, в число которых включены военные преступники, осужденные международным трибуналом после Второй мировой войны. Премьер Асо направил в храм в виде дара вечнозеленое дерево. Этот жест, очевидно, придется по душе националистам. Но в Китае и Корее знаки почитания людей, ставших проводниками японской агрессии, всегда вызывают негативную реакцию.

Так было и на сей раз. Официальный представитель МИД КНР Цзян Юй заявила, что Китай обеспокоен акцией японского премьера. А представитель южнокорейского правительства выразил крайнее сожаление по этому поводу.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
270
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
257
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
376
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
273

Другие новости