0
5875
Газета В мире Интернет-версия

15.11.2013 00:01:00

Американская рука китайскую моет

Тэги: китай, сша, экономика, коррупция


Хочешь хорошо заработать в Китае – заводи связи на самом верху. Банк JPMorgan так и поступил. В 2006 году он заключил контракт с дочерью главы правительства Вэнь Цзябао. Это открыло нью-йоркским финансистам дверь к многомиллионным сделкам со строителем железных дорог и другими госкомпаниями. Неизвестно, был ли в курсе премьер-министр. Но его родственники нажили состояния. Сейчас американские власти расследуют действия банка.
Банк JPMorgan Chase жаждал усилить свою роль в деловом мире Китая. Ради этого он обратился к услугам маленькой консалтинговой фирмы. Ею управляла 32-летняя директриса по имени Лили Чан. У фирмы было всего два работника. И она, казалось, не обладала влиянием и известностью, которые необходимы для продвижения интересов банка в среде деловых людей.
   
Но директора отделения JPMorgan в Гонконге, так же как их некоторые коллеги, знали, что Лили Чан – вымышленное имя. А подлинное – Вэнь Чжучунь; это единственная дочь Вэнь Цзябао, который тогда возглавлял правительство. Он ушел в отставку в начале 2013 года.
Установление контактов банка с Лили Чан произошло как раз тогда, когда он вкладывал капиталы в компании, связанные с семьей Вэнь. Как утверждает New York Times, JPMorgan разработал стратегию увеличения своего влияния в Китае. Суть стратегии состояла в следующем: нужно внести родственников членов правящей элиты в платежные ведомости.
Банк проявил редкую щедрость, заключая контракт с Лили Чан. В то время как в Гонконге ответственные работники инвестиционных банков зарабатывали по 250 тыс. долл. в год, фирме Чан (Вэнь) платили по 900 тыс. долл. Эта щедрость окупилась. Консалтинговая фирма обеспечила JPMorgan контракт с государственной компанией China Railway Group, которая строит железные дороги по заказу правительства.
Контракт с Лили Чан (Вэнь) позволил установить связи и с другими важными фигурами из семьи премьера. Мать директрисы отвечала за надзор за индустрией драгоценных изделий и бриллиантов. А муж был чиновником Государственной комиссии по регулированию банковской деятельности.
Банк JPMorgan – не единственная многонациональная корпорация на Wall Street, которая стремится нанять так называемых принцев и принцесс в качестве служащих, консультантов и партнеров. А жены, дети и другие родственники правящей элиты частенько принимают такие договоренности. Правда, при этом соблюдаются определенные правила предосторожности. Выезжая за границу, члены семей китайских руководителей с разрешения государственных органов используют вымышленные имена. Так, Чан (Вэнь) обладает двумя идентификационными карточками с одинаковыми датами рождения. Одна выдана в Пекине на имя Вэнь Чжучунь, другая – в городе Далянь на имя Лили Чан.
Под последним именем эта деловая женщина училась в США в Университете Делавер. Получив диплом мастера администрации бизнеса, она поселилась в роскошном доме в Манхэттене с видом на реку Гудзон. Стали поступать заманчивые предложения о работе. Она работала в знаменитых банках Lehman Brothers и Credit Suisse First Boston, владела долей в нескольких компаниях. У бывшего премьера много родственников. Это отнюдь не бедные люди. Как утверждают, они тайно владели долями в китайских компаниях через малоизвестные фирмы.
Однако близость к китайским верхам обернулась для JPMorgan осложнениями с компетентными органами дома. Власти США проводят расследование, не имел ли место подкуп иностранных чиновников. Ведь, согласно закону о заграничных коррупционных деяниях от 1977 года, американские компании не могут давать иностранным чиновникам «ничего ценного».
В беседе с «НГ» ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Александр Ларин отметил, что «подобные случаи характерны для государств с переходной экономикой, которые отходят от тоталитарного строя и создают рыночные отношения. У нас в России мы это тоже наблюдаем. Суть в том, что огромная власть сосредоточена в центре, а рынок открывает огромные возможности для для присвоения коллективной и частной собственности. Люди, стоящие у власти, не могут не пользоваться этими возможностями. Они слишком соблазнительны. Коррупция пронизывает весь административный аппарат сверху донизу. Поэтому, пытаясь обуздать коррупцию, власть должна обуздывать саму себя, должна действовать в ущерб самой себе. Это создает двойственную ситуацию: с одной стороны, борьба с коррупцией, с другой – продолжение коррупционной деятельности. Она как гидра. Одну голову отсекают, вырастает другая голова». «Тут даже самые строгие меры не всегда помогают. Тем более что суды над коррупционерами можно использовать и для борьбы с политическими противниками. Как это и происходит», – заключил эксперт.   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Хунта Мьянмы смягчается под давлением оппозиции и повстанцев

Хунта Мьянмы смягчается под давлением оппозиции и повстанцев

Данила Моисеев

Аун Сан Су Чжи изменена мера пресечения

0
381
Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Владимир Скосырев

Мониторинг КНДР будут вести без России и, возможно, Китая

0
522
Уроки паводков чиновники обещают проанализировать позднее

Уроки паводков чиновники обещают проанализировать позднее

Михаил Сергеев

К 2030 году на отечественный софт перейдут до 80% организаций

0
446
"Яблоко" занялось антитеррором

"Яблоко" занялось антитеррором

Дарья Гармоненко

Инициатива поможет набрать партии очки на региональном уровне

0
441

Другие новости