0
5224
Газета В мире Интернет-версия

11.06.2014 00:01:00

Китайский гость задал загадку правительству Индии

Тэги: индия, китай, граница


индия, китай, граница На фото министр иностранных дел Китая Ван И (слева) на встрече со своей индийским коллегой Сушма Сварадж, Нью-Дели,  8 июня 2014 года. Фото Reuters

«Мы готовы достичь окончательного решения» по пограничному вопросу с Индией. С таким заявлением выступил министр иностранных дел Китая Ван И после встречи с премьером Нарендрой Моди. Он также сказал, что КНР может увеличить инвестиции в индийскую экономику. Эти высказывания, по мнению экспертов, свидетельствуют о том, что Китай, столкнувшись с враждебностью Японии и некоторых других соседних стран, хочет обезопасить свой западный фланг. Но разногласия по границам между двумя крупнейшими государствами Азии слишком глубоки, чтобы можно было ожидать быстрого урегулирования.

«Путем переговоров, длившихся годами, мы пришли к договоренности об основах пограничного соглашения. Мы готовы достичь окончательного урегулирования», – заявил министр иностранных дел КНР Ван И по завершении двухдневного визита в Дели, передало агентство Bloomberg.

Во время двухдневного пребывания в Дели Ван И вел переговоры с новым главой правительства Индии Нарендрой Моди и другими должностными лицами. Он подчеркнул на встрече с журналистами, что если Индия сделает правила внешней торговли более либеральными, то Китай увеличит свои инвестиции в индийскую экономику. «Китайско-индийское сотрудничество подобно ценнейшему зарытому сокровищу. Оно ждет, пока его откроют», – добавил министр.

Внимание аналитиков в первую очередь привлекла пограничная тема. Что имел в виду глава МИД Китая, говоря о ее окончательном разрешении? Ведь каждая сторона предъявляет претензии на огромные участки земли, правда расположенные высоко в горах. Индия обвиняет Китай в том, что он оккупировал 38 тыс. кв. км ее земли в штате Джамму и Кашмир. А Пекин называет своей территорией 90 тыс. кв. км на восточной части границы, то есть землю всего индийского штата Аруначал Прадеш.

Неужели конфликт, имеющий более чем полувековую историю, близок к развязке? В беседе с «НГ» главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Яков Бергер отметил, что «если бы удалось найти устраивающее обе стороны решение, это было бы событием мирового значения. Но пути для такого решения не просматриваются. Безусловно, китайские капиталовложения для индийцев важны. Но индийские генералы настроены жестко. У китайцев есть свои «ястребы». Для обеих сторон на первом плане стоит вопрос суверенитета. Сомнительно, чтобы одна из них была готова уступить».

Касаясь высказываний аналитиков о возможности размена спорных районов на западном и восточном участках границы, Бергер охарактеризовал такой вариант как маловероятный. В заключение эксперт напомнил, что отношения между Пекином и Дели осложняет также проблема Далай-ламы, которого индийцы считают своим почетным гостем, а китайцы называют сепаратистом.

Однако Ху Тян Бун, научный сотрудник Школы международных исследований в Сингапуре, утверждает, что Пекин настроен на реальный сдвиг в связях с Дели. Дело в том, что Китай втянут в территориальные споры на море с Японией, Вьетнамом и Филиппинами. Поэтому он стремится устранить осложнения на своем западном фланге, то есть вдоль чрезвычайно протяженной линии разграничения с Индией. Раджа Мохан, известный индийский аналитик, также подчеркивает, что на фоне обострения отношений с другими соседями Китай стремится стабилизировать границу с Индией. Но напряженность там сохраняется. Сохраняются и тесные связи Китая с Пакистаном. А это в Дели считают едва ли не главной угрозой для национальной безопасности. Незадолго до визита Ван И в индийской прессе со ссылкой на службу внешней разведки было опубликовано сообщение о том, что в «части Кашмира, оккупированной Пакистаном», находятся китайские военнослужащие. В Китае утверждают, что это строительные рабочие, которые помогают Пакистану проводить дороги и вести другое инфраструктурное строительство. Но в Дели считают, что присутствие китайских войск в Кашмире – это не что иное, как военная гарантия, предоставленная Пекином Исламабаду.

Словом, после смены правительства в Индии Пекин и Дели хотят оживить связи, особенно в торгово-экономической сфере. Но взаимные подозрения сохраняются.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
270
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
453
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
325
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
191

Другие новости