0
2607
Газета В мире Печатная версия

12.11.2014 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. Время наверстывать упущенные возможности

Отношения с Латинской Америкой нужно строить через Тихий океан

Александр Сизоненко

Об авторе: Александр Иванович Сизоненко – ведущий научный сотрудник Института Латинской Америки РАН.

Тэги: латинская америка, атэс, владимир путин, россия, мишель бачелет, ольянта умала, перу, чили, мексика, дальний восток, сибирь, приморский край


латинская америка, атэс, владимир путин, россия, мишель бачелет, ольянта умала, перу, чили, мексика, дальний восток, сибирь, приморский край На фото встреча президентов России и Перу. Фото Reuters

Вопрос укрепления экономики Дальнего Востока и Сибири и их связей со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) остается одним из приоритетных в политике РФ. В этом плане очередной саммит Организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), завершившийся вчера в Пекине, мог открыть определенные перспективы для России. Естественно, что для их претворения в жизнь должны быть как активизированы уже действующие контакты, так и найдены новые пути и возможности.

В то же время следует подчеркнуть, что на этом пути далеко не в полной мере задействованы возможности, которые открывались и раньше, но не были реализованы. Речь идет о налаживании деловых связей Дальнего Востока и Сибири со странами Латинской Америки через Тихий океан. Говоря о них, автор опирается на опыт собственного участия в тихоокеанских экономических форумах во Владивостоке в 1988 и 1990 годах. Сразу отмечу, что торгово-экономическое сотрудничество РФ с этим регионом пока практически полностью осуществляется через Атлантику.

Какие же вопросы ставились в этом ключе на тех форумах и вызвали немалый интерес с обеих сторон? Тогда в их работе от Латинской Америки участвовали правительственные делегации Мексики, Чили, Колумбии, Перу. Наиболее интересные предложения исходили от Мексики. Речь шла об инвестициях этой страны в экономику, а точнее в инфраструктуру Приморского края. Соответствующие переговоры начались во Владивостоке в 1990 году, но так и не были доведены до конца.

Другое направление открывалось благодаря сделанному тогда же предложению: закупать сибирский уголь для ряда мексиканских тепловых электростанций, расположенных на Тихоокеанском побережье. Однако нерасторопность советского торгпредства в Мехико (требовалось только выяснить, какие именно сорта угля нужны для этих электростанций) помешала реализации взаимовыгодного проекта.

Исходя из перспектив развития делового сотрудничества, уже тогда в деловых кругах Владивостока обсуждалась идея направить вдоль тихоокеанских берегов стран Латинской Америки советское судно – выставку с образцами товаров, произведенных в Сибирско-Дальневосточном регионе.

Представители делегаций Латинской Америки, выступая на форумах, говорили о желании развивать через АТР сотрудничество с Россией, предлагая традиционные продовольственные товары – сахар, мясо, кофе, какао, фрукты и др. Член перуанской делегации генерал Меркадо Харрин (в 1968—1970 годах министр иностранных дел Перу. – А.С.) не раз говорил, что «нам пора налаживать деловое партнерство через Тихий океан».

В 1990-х мне довелось работать на ежегодных российских выставках в столице Чили. Посещавшие наш павильон представители деловых кругов тоже выражали желание развивать сотрудничество на тихоокеанском направлении. Тогда же я посетил открытую экономическую зону в городе Икике, что на севере Чили. На встрече с представителями администрации хозяева вручили мне письмо в адрес такой же зоны в Находке, в котором говорилось о желании наладить сотрудничество. Письмо было передано по назначению, но дальше дело опять не пошло.

И это далеко не единичные случаи пожеланий латиноамериканцев о налаживании деловых контактов. К сожалению, реализовать их не удалось в первую очередь из-за распада Советского Союза и проистекавших в связи с этим перемен. Но есть и более близкие к нашим дням примеры. Так, во время визита Владимира Путина в Мексику в 2004 году он заявил о возможностях поставок с Сахалина российского сжиженного природного газа (СПГ). Очевидно, расширение производственных мощностей по производству СПГ способствовало бы реализации такой возможности. Тема оптимизации транспортных расходов в случае использования тихоокеанского маршрута обсуждалась Путиным с латиноамериканскими лидерами на этих днях – на встрече в Москве 7 ноября с президентом Перу Ольянтой Умалой и на переговорах с президентом Чили Мишель Бачелет 9 ноября в Пекине на полях саммита АТЭС.

Но не только экономикой могут быть наполнены российско-латиноамериканские отношения. С открытием в 2012 году нового Федерального государственного университета во Владивостоке появились возможности и для налаживания научного и студенческого обмена с университетами десяти стран Латинской Америки, выходящих на Тихий океан. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Провинция Гуандун первой в Китае начала экспортировать подержанные автомобили в Россию

Провинция Гуандун первой в Китае начала экспортировать подержанные автомобили в Россию

0
146
Дальний Восток и Сибирь – самые  недовольные регионы

Дальний Восток и Сибирь – самые недовольные регионы

Михаил Сергеев

Низкие зарплаты и дорогие коммунальные услуги стали главными проблемами для граждан

0
364
Что ищет Россия в Латинской Америке

Что ищет Россия в Латинской Америке

"Правый поворот" региона не отразился на партнерстве с Москвой

0
278
США втягивают Россию в свой конфликт с КНДР

США втягивают Россию в свой конфликт с КНДР

Владимир Скосырев

Москву обвинили в том, что она помогает Пхеньяну усовершенствовать ракеты

0
369

Другие новости

Загрузка...
24smi.org