0
3194
Газета В мире Печатная версия

05.03.2015 00:01:00

Шива танцует только для своих

Индийский кустарь выходит на мировой рынок

Тэги: индия, дели, ремесла, ярмарка, выставка


индия, дели, ремесла, ярмарка, выставка Хозяйка этого павильона убеждена, что отступать от традиций старых мастеров нельзя. Фото автора

В городе-спутнике Дели состоялась ярмарка ремесел. Необходимость таких выставок очевидна. Изделия кустарей – зеркало 1000-летней индийской цивилизации. Но эти мастера не в состоянии конкурировать с фабричными подделками, а кроме того, разобщены. Руку помощи протянуло правительство, которое обязалось каждого деревенского умельца обеспечить работой на 100 дней в году.

Вадана Бхаргава, хозяйка павильона на ярмарке в Нойде, городе-спутнике столицы, работает в окружении богов. Вот Ганеша, голова у него, как у слона, но разместился он на троне, в одной руке скипетр, в другой – топорик. Ганеша помогает людям преодолевать всяческие препоны, покровительствует искусствам и наукам.

Рядом царь обезьян Хануман, который помог герою эпоса вызволить из заточения похищенную жену. Но самое сильное впечатление оставляет Шива-Натараджа, танцующий в огненном круге и попирающий демона или карлика, который символизирует невежество. Шива в ходе этой вселенской пляски выступает в двух ипостасях – разрушителя утомленного мира и созидателя нового.

Фигуры этих обитателей пантеона индуистских богов были отлиты из бронзы или других сплавов и представали перед взорами верующих именно в таком виде в течение сотен лет. «Мы не можем изменить их облик в угоду моде, – говорит Вадана. – Разве что у Ганеши повернуть хобот с левой стороны на правую. Мы обязаны твердо соблюдать традиции».

Иными словами, экспонаты в этом павильоне рассчитаны именно на индусов (а их не менее 900 млн), в основном на жителей Индии. У иноверцев эти изваяния особым спросом не пользуются. То есть, как и тысячелетия назад, Шива исполняет свой неистовый танец только для своих.

Но выставка Ваданы затерялась среди сотен залов, чьи хозяева, перестроившись в духе требований западного покупателя, заповеди старины постепенно предают забвению. Заглянем в павильон, именуемый «Салоном Старая башня». По стенам развешаны дощечки, обрамленные бронзой или похожим на нее металлом. Надписи гласят: «В часы, когда выпиваем, – не работать», «Пиво, виски, танцующие девушки», «Из-за текилы ваша одежда сама с вас свалится», «Пиво бесплатно, но завтра». Арендатор павильона не скрывает, что нацелился на рынок Америки и других англоязычных стран. 

Каждая фирма ищет свои рекламные ходы, чтобы привлечь внимание иностранных оптовиков. Дивьеш Шах назвал свое предприятие «Доставка на рикше». На стендах – женские украшения, браслеты, занавески и портьеры с национальным орнаментом. Но главная изюминка – симпатичная блондинка лет 30, которая вместе с хозяином обсуждает заказы клиентов. Ее зовут Изабель Дюрет, она из Канады и вовлечена в процесс переговоров вовсе не ради экзотики. Изабель – дизайнер, по ее эскизам деревенский мастер вытачивает, отливает в металле или вырезает из ткани вещицу, которая мало похожа на ту, что привык делать его отец. «Я знаю вкусы канадской публики и соответственно на занавес, зеркало или другой предмет обихода могу добавить знак йоги или буддийский символ», – говорит Изабель.

Умелый маркетинг позволил за последние 10 лет произведениям индийского ремесла ежегодно наращивать экспорт в среднем на 15% в год. В 2013/14 финансовом году он составил 3,8 млрд долл.

Однако, как пишет англоязычная ежедневная газета Hans India, «после сельского хозяйства ремесленное производство – самый большой неорганизованный сектор в экономике страны. Сегодня в стране насчитывается более 23 млн художников, которые делают все, начиная от ритуальных сосудов до тщательно обработанных ювелирных шедевров. Но отсутствие образования и незнание рынка оставили их на милость посредников, пожирающих большую часть прибыли, которая по праву должна принадлежать творцу. В результате талантливые мастера вынуждены искать другую работу».

Счастливым исключением стал сын резчика по металлу Сриниваса Махешварам. Ему удалось окончить университет по специальности мастер администрирования бизнеса. «Примерно 40 семей в моей деревне делают руками вещи из меди и ее сплавов. Но заработки маленькие, и дети уезжают в поисках какой-нибудь мелкой работы», – говорит Сриниваса.

24-летний выпускник университета, однако, был уверен, что искусство работы по металлу может стать перспективной профессией. Он создал свою компанию, нанял четырех кустарей, получил небольшой заем от банка и начал предлагать клиентам изделия местных мастеров по системе электронной торговли. Теперь оборот этого стартапа не такой уж маленький – 1 млн рупий (за 1 долл. дают 61,87 рупии).

К тяготам, переживаемым многими кустарями, не так давно добавилась конкуренция с неожиданной стороны – из Китая. Бойкие предприниматели из провинции Чжэцзян, как сообщала индийская пресса, стали поставлять к религиозным праздникам статуи индуистских богов, изготовленные на химическом производстве. Стоят они, конечно, дешевле, чем фигуры, сделанные руками.

Правительство Нарендры Моди заявляет, что готово протянуть руку помощи кустарям. О чем конкретно идет речь? Выступая на ярмарке, государственный министр Сантош Кумар Гангвар заявил, что на сельских кустарей (а среди них много женщин) будет распространен закон о занятости в сельской местности. Это означает, что ремесленники, так же как крестьяне, будут иметь право работать, получая фиксированную зарплату от властей, 100 дней в году. Учитывая, что в Индии существует скрытая безработица, особенно в неорганизованных секторах экономики, этот шаг должен облегчить положение многих одаренных умельцев, которые не сумели приспособиться к рыночным реалиям.

Дели–Москва


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Выставка "Василий Власов, Михаил Погарский по следам Гумилева"

Выставка "Василий Власов, Михаил Погарский по следам Гумилева"

0
742
Выставка "Серебряный век. Возвращение. Пейзажи Владимира Серебровского"

Выставка "Серебряный век. Возвращение. Пейзажи Владимира Серебровского"

0
857
Кошка, скажи «Россия»

Кошка, скажи «Россия»

Марианна Власова

Елена Семенова

Андрей Щербак-Жуков

«Большая книга» в Доме Пашкова, «Московский наблюдатель» в Музее Серебряного века, а также премия «Московский счет» и все остальные на ярмарке non/fiction

0
1947
Бронзовые наброски

Бронзовые наброски

Дарья Курдюкова

Первая в России ретроспектива Жака Липшица открылась в Московском музее современного искусства

0
972

Другие новости

Загрузка...
24smi.org