0
1705
Газета В мире Интернет-версия

15.07.2016 00:01:00

Из огня референдума в полымя переговоров с ЕС

Евгений Пудовкин

Об авторе: Евгений Сергеевич Пудовкин - журналист.

Тэги: великобритания, тереза мэй, мид, борис джосон, брекзит, ес


великобритания, тереза мэй, мид, борис джосон, брекзит, ес Фото Reuters

Новый премьер Тереза Мэй обещает светлое будущее Соединенному Королевству за бортом европейского проекта. Однако переговоры с Брюсселем потребуют от правительства много времени, ресурсов и компромиссов. Ожидается, что Мэй запустит статью 50 протоколов ЕС, которая положит формальное начало выхода Альбиона, в конце года. В общей сложности оформление новых соглашений с Брюсселем может занять шесть лет, дал понять Филип Хаммонд в новой для себя должности министра финансов. Мэй обновила состав кабинета, назначив на ключевые посты активных евроскептиков.

Самым громким стало назначение на должность министра иностранных дел экс-мэра Лондона и ярого сторонника брекзита Бориса Джонсона. Он считался наиболее вероятным кандидатом в премьеры, однако неожиданно снял свою кандидатуру. Скорее всего Джонсон вышел из игры не просто так: в стане тори произошел торг. Теперь Джонсон, будучи главой Форин-офиса, может полностью отдаться выходу Британии из ЕС. Кресло министра финансов занял непотопляемый Филип Хаммонд. До этого он возглавлял МИД, а ранее руководил Министерствами обороны и транспорта. Примечательно, что Хаммонд выступал за сохранение членства королевства в ЕС, но еще прошлой осенью британские СМИ причисляли его к евроскептикам.

Появилось в правительстве и новое министерство – специально по делам брекзита. Заниматься вопросами «евродезинтеграции» поручили 67-летнему Дэвиду Дэвису, активному противнику Брюсселя. Помогать ему в этом, помимо Джонсона, будет другой евроскептик, Лиам Фокс, возглавивший воссозданное Министерство внешней торговли. Именно на плечи этой троицы ляжет основное бремя подписания «постбрачного контракта» с ЕС.

Обращаясь к данным опросов Ashcroftpolls, можно назвать две основные причины, которыми руководствовались британцы, проголосовавшие за брекзит, – желание, чтобы главные решения принимались внутри страны, и стремление вернуть контроль над иммиграционной политикой. Получится ли у правительства оправдать ожидания недовольных Брюсселем граждан, не навредив при этом торговле?

Британцам не стоит быть слишком оптимистичными. Существующие договоры о членстве в едином европейском рынке (EEA) – беспошлинной зоне, предусматривающей беспрепятственное перемещение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, – обязывает участвующие в проекте государства не препятствовать внутренней миграции европейцев, соблюдать принятые Брюсселем меры регулирования бизнеса и вносить средства в казну ЕС. Пример Норвегии – страны, не входящей в ЕС, но имеющей полный доступ к единому рынку, показателен: на душу населения она вносит в бюджет Евросоюза примерно такую же сумму, как и Британия, имеет более высокий уровень миграции, чем Соединенное Королевство, и подвержена согласованным без ее участия правилам ЕС по регулированию бизнеса.

С одной стороны, «норвежский» вариант имеет преимущества: протоколы соглашений не нужно будет писать «с нуля», а ущерб бизнесу окажется минимальным. Но проблема в том, что многих британцев едва ли устроит «постверсия» членства в ЕС – без контроля как над миграцией, так и над регулированием внутреннего рынка.

Другой вариант доступа к EEA, которого добилась от ЕС Швейцария, позволяет последней платить в брюссельскую казну меньше средств, чем Норвегия, а также избежать множества невыгодных мер регулирования. Но на такой «контракт» у швейцарцев ушло около девяти лет, причем они так и не смогли добиться отмены права Брюсселя контролировать миграцию. Вдобавок Швейцария не имеет доступа к единому рынку услуг, тогда как индустрия сервиса составляет почти 80% от ВВП Британии, а лондонский Сити – одна из самых успешных финансовых площадок в мире.

Существуют, конечно, и варианты свободной торговли, не предусматривающие членство в EEA. Канада, к примеру, добилась соглашения с ЕС (CETA), по которому она имеет право на беспошлинный товарооборот в большинстве секторов. Под исключение подпадают некоторые виды аграрной продукции, а также аспекты торговли услугами. При этом Оттава потратила на подготовку сделки с ЕС почти семь лет.

Велика вероятность варианта, известного как «Европейская зона минус» (EEA minus), о котором пишет в Financial Times Руперт Харрисон, бывший советник казначейства ее величества. Он разрешил бы британцам получить развернутый (хотя и не совсем полный) доступ к единому рынку и обязал бы правительство сохранять преимущества для европейцев перед другими мигрантами. Правда, здесь предусмотрены исключения: Британия имела бы возможность временно восстановить контроль над границами, если число прибывающих мигрантов из стран превышает установленный потолок.

К какому варианту склоняется Тереза Мэй? Она заявила, что ее приоритет в переговорах – добиться «большего контроля» над миграцией из стран ЕС. В некоторой степени это исключает возможность применения «швейцарской» или «норвежской» моделей. Но «больший контроль» – не значит абсолютный контроль. Следовательно, сделка в духе «Европейской зоны минус» вполне может состояться.

На серьезные же компромиссы со стороны европейцев рассчитывать не стоит: лидеры ЕС не готовы предложить Британии условия, привлекательнее тех, на которых взаимодействуют участники союза. В противном случае создается нездоровая мотивация последовать по пути брекзита. Даже канцлер ФРГ Ангела Меркель, которая в отличие от главы Еврокомиссии Жан-Клода Юнкера и президента Франции Франсуа Олланда благодушнее расположена к британцам, дала понять, что не позволит выбирать нужные им аспекты членства в ЕЕА и отвергать любые обязательства.

 Лондон



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правящая коалиция в Польше укрепила позиции в крупных городах

Правящая коалиция в Польше укрепила позиции в крупных городах

Валерий Мастеров

Премьер заочно поспорил с президентом о размещении в стране ядерного оружия

0
639
Асад не теряет надежды на сближение с Западом

Асад не теряет надежды на сближение с Западом

Игорь Субботин

Дамаск сообщил о сохранении переговорного канала с Вашингтоном

0
736
ЕС нацелился на "теневой флот" России

ЕС нацелился на "теневой флот" России

Геннадий Петров

В Евросоюзе решили помогать Украине без оглядки на Венгрию

0
931
Инвестиционные квартиры нужно покупать не в столице, а в Таганроге

Инвестиционные квартиры нужно покупать не в столице, а в Таганроге

Михаил Сергеев

Реальные шансы на возврат денег от приобретения новостроек снижаются

0
738

Другие новости