0
1775
Газета В мире Печатная версия

21.08.2017 00:01:00

Самое старое издательство в мире подчинилось китайской цензуре

Западные китаеведы обвиняют британскую редакцию в приспособленчестве

Тэги: сми, кембридж, china quarterly, цензура, запретные темы, китай, кпк


сми, кембридж, china quarterly, цензура, запретные темы, китай, кпк Фото Gettyimages

Пекин заблокировал более 300 статей в журнале China Quarterly, публикуемом издательским домом Университета в Кембридже. В удаленных материалах рассказывалось о восстании на площади Тяньаньмэнь в 1989 году, о Тибете, Синьцзяне, Гонконге и культурной революции. Версии событий в журнале противоречат линии КПК. Его редактор сообщил, что выполнил требования цензуры, иначе бы весь сайт издательства в КНР был закрыт. Большинство видных синологов на Западе назвали этот шаг капитуляцией.

Английская Guardian называет Cambridge University Press (CUP) самым старым издательством в мире. Оно напечатало первую книгу в 1584 году, в период правления Елизаветы I. Журнал China Quarterly считается одним из самых авторитетных академических изданий по Китаю.

И вот нашла коса на камень. Список заблокированных статей показывает, какие темы в государстве, руководимом одной партией, считаются запретными. Это побоище на Тяньаньмэнь, катастрофическая культурная революция, развернутая Мао Цзэдуном, выступления в Гонконге в защиту демократии, этническая напряженность в Синьцзяне и на Тибете.

Под топор цензуры попали произведения таких всемирно известных специалистов по Китаю, как Эндрю Натан из Колумбийского университета, Дэвид Шамба из Университета Джорджа Вашингтона и ряд других ученых.

CUP настаивает на том, что оно привержено свободе мысли и выражения. Издатель обещает поднять этот вопрос перед соответствующими инстанциями на предстоящей книжной ярмарке в Пекине. По существу, руководство кембриджского предприятия столкнулось с тем же моральным выбором, что и ряд других западных фирм в сфере информации, таких как Bloomberg, Facebook, которые работают на китайском рынке, говорит китаист Эндрю Натан. Им нужно выбирать между деньгами и идеалами, верность которым они проповедуют. И они выбирают деньги, принимая требования китайской цензуры.

Реакция на решение CUP со стороны правозащитников и китаистов за рубежом оказалась резко негативной. Джон Гарнат, долго работавший корреспондентом в Китае, а затем советником премьер-министра Австралии, назвал его «капитуляцией перед Китаем». Рене Ся, международный директор сети «Защитники прав человека в Китае», сказал, что издатель продал свою душу за миллионы долларов от китайского правительства.

Однако Тим Прингл, редактор журнала China Quarterly, в интервью Guardian старался оправдать уступку цензуре тем, что при председателе КНР Си Цзиньпине правление стало более авторитарным, менее прагматичным, чем при предыдущей администрации. По словам Прингла, прежние лидеры, такие как председатель КНР Ху Цзиньтао, премьер Вэнь Цзябао, по крайней мере прислушивались к мнениям нарождающегося гражданского общества и временами реагировали прагматично на его выступления.

Но после того, как генеральным секретарем КПК стал Си в 2012 году, ситуация изменилась драматическим образом. По словам Прингла, голоса оппозиционеров стали глушить. Под удар попали ученые и журналисты, которым приказали следовать линии партии. Юристы, защищавшие права человека, и их сторонники исчезали или попадали под арест. И вот теперь дошла очередь и до самого старого издательства. По мнению Прингла, его журнал попал в число неблагонадежных потому, что печатал критические материалы, которые при Си не одобряются.

В беседе с «НГ» главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Александр Ломанов указал на ту сторону конфликта, которая в западных СМИ вообще не упоминается. «Парадоксальным образом я бы охарактеризовал этот запрет как признание роста образовательного уровня китайского общества. Речь идет не о запрете всех журналов или баз данных, а о том, чтобы эти базы данных не давали доступа к отдельным статьям, которые посвящены чувствительным для китайской политики проблемам. На страницах China Quarterly можно найти статьи, где анализируются самые сложные проблемы современного Китая, такие как его демократизация, события 1950–1960-х годов».

Просто влезть в Интернет и посмотреть эти статьи невозможно. «Они все в платном доступе. Это говорит о языковой подготовке и богатстве китайских университетов. С языковой подготовкой все ясно. Если раньше китайские власти блокировали неугодный контент на китайском языке, то теперь речь идет о научных текстах. Они не являются легкими для понимания людьми, которые не владеют хорошо иностранным языком. Отсюда следует, что в Китае выросло достаточное количество людей, которые читают на иностранном языке и понимают сложные академические публикации», – пояснил эксперт.

Во-вторых, речь не идет о блокировке китайских IP-адресов на самой базе данных Кембриджского университета. Дело в том, что система образования получает от государства огромные средства. И все ведущие университеты и университеты средней руки подписаны на ведущие базы данных западных периодических изданий.

Речь идет о том, чтобы студенты университетов, которые выходят на своих компьютерах на эти издания, не имели доступа к этим публикациям. То есть этот инцидент – косвенное признание того, что выросло владение иностранным языком, а также расширился доступ к западной научной литературе.

Конечно, принимаемые китайским руководством меры можно счесть неуклюжими. Но ведь приближается съезд партии. А перед съездами гайки всегда немножко закручивают, заключил Ломанов.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Сокрытие возможностей или триумфальное шествие?

Сокрытие возможностей или триумфальное шествие?

Александр Лукин

Китай стоит перед серьезным стратегическим выбором

0
908
Пекин переходит  в наступление

Пекин переходит в наступление

Александр Храмчихин

Китай продолжает выдавливать Россию и Индию из их традиционных зон влияния

0
5033
"Российские космические системы" улучшили методику использования рентгена для контроля качества электроники

"Российские космические системы" улучшили методику использования рентгена для контроля качества электроники

Михаил Солотин

В холдинге разработали эффективную методику проверки приборов, которые будут использоваться за пределами Земли

0
1090
США предъявили Китаю ультимативные требования

США предъявили Китаю ультимативные требования

Владимир Скосырев

Вашингтон запугивает Пекин перед встречей Трампа с Си Цзиньпином

0
3016

Другие новости

Загрузка...
24smi.org