0
3055
Газета В мире Интернет-версия

10.11.2017 00:01:00

В йеменской блокаде не видно просвета

Тэги: йемен, конфликт, блокада, саудовская аравия, гуманитарный кризис, голод, оон


йемен, конфликт, блокада, саудовская аравия, гуманитарный кризис, голод, оон Морская блокада остается одним из факторов гуманитарного кризиса в Йемене. Фото Reuters

ООН предупреждает, что в Йемене может произойти беспрецедентное ухудшение гуманитарной ситуации, которое повлечет за собой самый масштабный голод в новой мировой истории. Об этом сообщил заместитель генсека ООН по гуманитарным вопросам Марк Лоукок. В экспертной среде констатируют, что йеменский конфликт, активным участником которого является Саудовская Аравия, находится в стадии стагнации – в основном из-за бездействия ключевых международных игроков, включая Россию.

«До тех пор пока эти меры (имеется в виду морская и воздушная блокада, введенная Саудовской Аравией. – «НГ») не будут отменены, в Йемене будет голод, – спрогнозировал Лоукок, выступая перед журналистами в ООН. – Но это будет не тот голод, который стоил жизни 250 тыс. человек в Сомали в 2011 году. Это будет самый страшный голод в мире за многие десятилетия, его жертвами могут стать миллионы человек». На фоне недостатка медикаментов и продуктов питания международные организации неоднократно фиксировали негативную ситуацию в области здравоохранения. Так, ранее сообщалось о самой масштабной в мире вспышке холеры.

В начале ноября международная организация выражала обеспокоенность, что интенсификация боевых действий осложнила работу гуманитарных миссий. Доставка помощи йеменцам была приостановлена. По данным ООН, от нее зависит жизнь 7 млн жителей этой страны. «Поступают сообщения, что в некоторых районах блокада уже начала сказываться на повседневной жизни йеменцев, – заявил представитель Управления ООН по координации гуманитарных вопросов Йенс Лаэрке. – Цены на бензин сразу же подскочили на 60%, а стоимость газа, используемого для готовки, – на 100%. У бензозаправок выстроились огромные очереди автомобилей». В организации напоминают, что йеменская экономика на 90% зависит от импорта.

«Саудовская Аравия изначально сделала шаг в Йемене достаточно необдуманно, – заявил «НГ» начальник Центра исламских исследований Института инновационного развития, эксперт РСМД Кирилл Семенов. – Во многом это было связано с действиями нынешнего наследного принца (Мохаммеда бен Сальмана. – «НГ»), с его амбициями. Когда хоуситы (повстанческая группа шиитов-зейдитов. – «НГ») захватили Сану с помощью республиканской армии, речь шла о том, чтобы вернуть Али Абдаллу Салеха (экс-президента. – «НГ») к власти. Амбиции Саудовской Аравии не позволили пойти на договоренности с Салехом, и она начала военную операцию. Она была неподготовленная и непродуманная, и, как впоследствии выяснилось, сил для ее реализации не оказалось. Египет отказался отправить значительные военные контингенты. То же самое касается Пакистана. На что может рассчитывать Эр-Рияд, так это на суданские контингенты. Объединенные Арабские Эмираты свою задачу выполнили, захватив Аден и многие военные базы на юге Йемена. Саудовская Аравия по большому счету не знает, что делать, поэтому она старается все затянуть».

За последнее время Эр-Рияд обострил риторику по йеменскому конфликту. Ракету, запущенную хоуситами в сторону одного из саудовских аэропортов, власти королевства назвали актом войны со стороны Ирана (именно его Саудовская Аравия считает «спонсором» хоуситов). Впрочем, по мнению аналитика, Эр-Рияд может только усилить бомбардировки – ничего большего он сделать не в состоянии. «Атаки с воздуха и так периодически оказывались в стадии апогея, – полагает Семенов. – Это увеличивает потери среди гражданского населения, что только ухудшает имидж Саудовской Аравии. Она вывела сухопутный контингент, так как опасается потерь. Есть страх, что возникнет вьетнамский синдром. Именно с этим связана попытка использовать кого угодно, кроме себя (в операциях. – «НГ»). Пуски ракет хоуситов показывают, что с 2015 года, когда началась сухопутная операция Саудовской Аравии, ей не удалось подавить все ракетные точки даже с авиацией».

Другой эксперт констатирует: йеменский конфликт находится в состоянии стагнации, потому что внимание на него со стороны мировых держав расходуется по остаточному принципу. «России, например, сейчас не до Йемена, – заявил «НГ» старший преподаватель департамента политической науки ВШЭ Леонид Исаев. – И без того много забот. Нужно сирийский политический процесс довести до логического завершения. Кроме того, Йемен рассматривается Саудовской Аравией как главная сфера интересов, поэтому саудовцы нас туда попросту не пустят. Если мы захотим там заниматься неким миротворчеством, это вызовет негативную реакцию в Эр-Рияде, а сейчас мы стараемся с ним отношения развивать – как минимум сохранить сделку на 2018 год, чем Александр Новак (министр энергетики РФ. – «НГ») и занимается. С США, боюсь, аналогичная ситуация. Им не до Йемена. Трамп показывает, что он не имеет комплексного понимания и решения ближневосточной проблемы, но для него задача номер один – это борьба с терроризмом, с которым США достаточно небезуспешно борются в Сирии и в Ираке, что показывают последние операции».

Аналитик убежден: йеменский конфликт не является свидетельством шиитско-суннитского противостояния в глобальном смысле. «Там есть религиозный фактор, но он не сводится к шиитско-суннитскому противостоянию, – считает Исаев. – Он иной. Он заключается в том, что партия «Ислах» и семейство аль-Ахмаров с 1970-х годов начинали при поддержке Саудовской Аравии проводить политику вахаббизации Йемена, подмывая при этом зейдитские (зейдиты – самая крупная шиитская группа в Йемене. – «НГ») основы страны. Это вызвало некое отторжение среди зейдитов. Этот фактор существует, и он очень серьезный. Были целые религиозные центры, которые занимались дискредитацией зейдитского вероучения. Шиитско-суннитского противостояния в классическом понимании там нет. Саудовская военная операция показала, что влияние Ирана в Йемене минимально, потому что хоуситское движение – это не креатура Ирана. Это движение, которое имеет исконно йеменские корни. Другое дело, что Иран использует конфликт в своих интересах. Но не посредством того, что он поставляет туда оружие».

Эксперт полагает, что Иран заинтересован в том, чтобы такие конфликты, как йеменский, отнимали ресурсы у Саудовской Аравии. «Мохаммед бен Сальман начал йеменскую операцию как маленькую победоносную войну, – напомнил Исаев. – Предполагалось, что он укрепит за счет Йемена свой внутренний авторитет, но этого не получилось. Они потратили гигантские деньги. У них тяжелейшая экономическая ситуация».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
886
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
968
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1237
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
871

Другие новости