0
4539
Газета В мире Печатная версия

19.04.2021 19:15:00

Саудовская Аравия нашла альтернативу альянсу с Израилем

Королевство приступило к нормализации отношений с Ираном

Тэги: саудовская аравия, израиль, иран, йемен, хуситы


саудовская аравия, израиль, иран, йемен, хуситы Хуситы продолжают подвергать интенсивным комбинированным обстрелам нефтепромыслы Саудовской Аравии. Фото Reuters

На этой неделе Саудовская Аравия и Иран планируют провести переговоры о нормализации отношений, разорванных пять лет назад. Два региональных соперника начали диалог о восстановлении полноценных контактов еще 9 апреля. Посредником выступило правительство Ирака. Мирная инициатива выглядит очевидной попыткой Эр-Рияда угодить своему союзнику Вашингтону, который взял курс на примирение с Тегераном. Но у этого шага есть и обратная сторона. Ирано-саудовское сближение, вероятно, отдалит перспективы установления дипотношений между аравийской монархией и Израилем.

О том, что Иран и Саудовская Аравия приступили к прямым переговорам, сообщили источники Financial Times. Медиатором между странами выступил Ирак.

В ходе первого раунда консультаций, которые прошли 9 апреля, саудовскую делегацию возглавил руководитель службы общей разведки Халид бин Али аль-Хумайдан. Факт встречи FT подтвердили иракцы. По словам неназванного чиновника, Багдад решительно настроен примирить оппонентов. Так, иракской стороне уже удалось «облегчить контакты» между Ираном и Египтом, Ираном и Иорданией, напомнил источник FT. Он добавил: премьер-министр Ирака Мустафа аль-Казыми «хочет лично сыграть роль в превращении Ирака в мост между антагонистическими державами».

Одним из пунктов в повестке ирано-саудовских переговоров, как сообщается, стала деэскалация в Йемене. В этой граничащей с Саудовской Аравией стране противостояние между обладающим саудовской поддержкой центральным правительством и хуситами, которым, как считается, покровительствует Иран, не прекращается с августа 2014 года. В марте 2015 года по запросу центральных властей аравийская монархия при поддержке ВВС Бахрейна, Катара, Кувейта и Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) провела военную операцию против хуситов. Несмотря на ее продолжительность, хватка «Ансар Аллах» не ослабла: территория Саудовской Аравии продолжает подвергаться интенсивным комбинированным обстрелам.

Интересна официальная реакция Тегерана на материал в FT. МИД Исламской Республики 19 апреля намекнул, что переговоры действительно могут вестись. «Важно то, что Иран всегда приветствовал диалог с Саудовской Аравией и считал, что он пойдет на пользу народам двух стран, а также стабильности в регионе», – уклончиво заметил официальный представитель иранского дипведомства Саид Хатибзаде, комментируя информацию FT. В то же время дипломат не опроверг и не подтвердил факт переговоров на иракской площадке. «Мы видели сообщения о налаживании диалога между Ираном и Саудовской Аравией. Конечно, ряд СМИ приводит противоречивую информацию», – сказал Хатибзаде.

Кризис в и без того непростых отношениях между Эр-Риядом и Тегераном достиг пика в январе 2016 года, когда в Саудовской Аравии был казнен известный шиитский богослов и критик саудовского правящего дома аятолла Нимр ан-Нимр. В день его казни толпы иранских демонстрантов, которые были возмущены расправой над влиятельным священнослужителем, ворвались на территорию саудовского посольства в Тегеране и консульства в Мешхеде. Уже 3 января Саудовская Аравия объявила о разрыве отношений с Ираном. В этом аравийскую монархию поддержали Бахрейн, Судан и Джибути. Эмираты, в свою очередь, понизили уровень своего дипломатического представительства в Иране, в то время как Кувейт и Катар отозвали послов.

После того как администрация экс-президента Дональда Трампа в 2018 году объявила об одностороннем выходе из ядерной сделки с Ираном – Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) – и восстановила часть санкций против Исламской Республики, напряженность между региональными государствами обострилась: наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бин Сальман выступал сторонником кампании «максимального давления» на Тегеран. Кроме того, иранское руководство не могли не волновать то и дело появлявшиеся сообщения о перспективах нормализации дипломатических отношений между королевством и Израилем, что означало бы расширение антииранской «коалиции» в регионе.

При этом утверждать, что между Тегераном и Эр-Риядом в течение этих пяти лет полностью отсутствовали контакты, нельзя. Региональным соперникам неоднократно приходилось выстраивать диалог в связи с организационными вопросами вокруг ежегодного хаджа. В августе 2018 года саудовские власти впервые после разрыва дипломатических отношений выдали визу главе Отдела интересов Исламской Республики Иран (ИРИ) Мохаммаду Али Беку. Это структура, которая оказывает помощь направляющимся в священные для мусульман места в Мекке и Медине иранским паломникам. При этом в саудовской и иранской столицах регулярно звучали заявления о готовности нормализовать отношения при определенных условиях.

Не исключено, что на решение Саудовской Аравии переговорить с Ираном с глазу на глаз повлияла сохраняющаяся уязвимость ее нефтяной инфраструктуры. В последние месяцы трансграничные атаки хуситов на нефтеперерабатывающие объекты компании Saudi Aramco участились. Не случайно саудовских официальных лиц на встречах в Багдаде представляет глава разведывательного ведомства: проблемы в сфере безопасности остаются для Эр-Рияда приоритетными. Однако основным фактором, повлиявшим на решение саудитов, очевидно, стала готовность администрации президента США Джозефа Байдена вернуть Иран за стол переговоров и восстановить СВПД, чтобы снизить напряженность на Ближнем Востоке.

Интригу представляет то, как на ирано-саудовские переговоры отреагирует Израиль. После запущенной при посредничестве Трампа серии мирных сделок с арабскими государствами власти еврейского государства не раз показывали желание восстановить официальные отношения с Саудовской Аравией, делая акцент на необходимости полноформатного взаимодействия перед лицом «иранской угрозы». Израильские аналитики полагают, что прямой диалог между Тегераном и Эр-Риядом теперь делает этот аргумент неактуальным. Вероятно, успех диалога в Багдаде будет означать, что антииранские усилия израильтян в военном и дипломатическом плане больше не получат широкую поддержку на Ближнем Востоке. Арабские страны выбрали диалог. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


"Большая семерка" хочет закончить конфликт с ХАМАС, но не с РФ

"Большая семерка" хочет закончить конфликт с ХАМАС, но не с РФ

Геннадий Петров

Министры иностранных дел G7 обсудят меры поддержки Украины и способы убеждения Израиля

0
2027
Израиль и Иран удивили, выйдя из формата прокси-войны

Израиль и Иран удивили, выйдя из формата прокси-войны

Однако ни Тегеран, ни Тель-Авив, ни Вашингтон не готовы сегодня к длительному прямому военному противостоянию

0
1789
Прямая война Израиля и Ирана может получить ядерное измерение

Прямая война Израиля и Ирана может получить ядерное измерение

Игорь Субботин

Готовность расширить диапазон ударов имеет свою цену для сторон конфликта

0
1403
Эрдогану не удается изменить произраильский имидж

Эрдогану не удается изменить произраильский имидж

Игорь Субботин

От властей Турции требуют доказательной жесткости к Нетаньяху

0
1851

Другие новости