Пит Мондриан. Композиция с большой красной плоскостью, желтым, черным, серым и синим. 1921. Фото пресс-службы музея
ВЫСТАВКИ Прекрасное знаменитый голландец рассматривал как гармонию плоскостей, уравновешенность структуры и колорита. Впрочем, не факт, что его картины-«решетки», где выясняют отношения красный, синий и желтый (а «на подпевках» остаются белый, серый и черный), даже будучи признанными одной из ранних вершин абстрактной живописи (наряду с абстракциями Кандинского и супрематизмом Малевича, находящимися рядом в постоянной экспозиции XX века), с ходу произведут впечатление. Понятнее, когда видишь эволюцию. Прибывшие из гаагского муниципального музея 40 мондриановских работ показывают как раз путь от привычных голландских мельниц да портретов-пейзажей в духе чуть смурного символизма к опытам с кубизмом, а оттуда – к журналу, группе Stijl и к собственному стилю. Его Мондриан назвал неопластицизмом и разъяснял как постепенную «абстракцию формы и цвета», породившую «квинтэссенцию предельного чувства пластической красоты». Для пущей наглядности из Нидерландов везут одну из этапных мондриановских вещей – «Композицию с большой красной плоскостью, желтым, черным, серым и синим» 1921 года.