0
1705
Газета Концепции Интернет-версия

22.05.2009 00:00:00

Брюссель пытается сватать Астану

Тэги: брюссель, астана, войска


брюссель, астана, войска Готовится к стрельбе казахстанский "Град".
Фото Виктора Литовкина

Североатлантический альянс официально пригласил Казахстан принять участие в миротворческой операции по восстановлению Афганистана. Это сообщение передали в начале мая информагентства РФ со ссылкой на спецпредставителя генсека НАТО по Кавказу и Центральной Азии Роберта Симмонса. По его словам, все соответствующие документы были переданы Астане. Он также подчеркнул, что армия Казахстана достигла уровня оперативной совместимости с войсками НАТО и сумеет успешно проявить себя в афганской миссии.

Правда, Симмонс оговорился, что «окончательное решение – отправлять миротворцев в Афганистан или нет – примет сам Казахстан».

ПРЕДЛОЖЕНИЕ, НАД КОТОРЫМ СТОИТ ПОДУМАТЬ

Реакции Астаны на предложение Брюсселя долго не было. Она даже не подтверждала получение столь обязывающего приглашения. И только после появления сообщения о словах господина Симмонса в «Независимой газете» министр обороны Казахстана Даниал Ахметов заявил, что «такого предложения к ним не поступало». И добавил, что если оно появится, то решение правительства республики «будет в соответствии с принципами ОДКБ». Получается, что спецпредставитель НАТО, мягко говоря, выдал желаемое за действительное. Попросту обманул журналистов. Почему он это сделал?

Об этом мы еще порассуждаем. А сейчас скажем о том, что в секретариате Организации Договора о коллективной безопасности, самым активным членом которого является Казахстан, когда мы обратились к ним за разъяснением слов господина Симмонса, тоже не сразу поняли, о чем идет речь. «Нам пока ничего не известно о таком предложении», сообщили «НВО». Тем не менее четко прояснили свою позицию. «Государства ОДКБ, – заявил нам хорошо информированный сотрудник этой организации на условиях анонимности, – в соответствии с резолюцией ООН оказывают помощь антитеррористической коалиции в Афганистане путем предоставления транзита их невоенным грузам. Вопрос направления военных контингентов государств – членов организации в рамках ОДКБ не рассматривался».

В неофициальных разговорах в секретариате ОДКБ выразили сомнение, что Астана пошлет свои войска в Афганистан. В формате организации существует единая позиция по отношениям с НАТО, говорят чиновники. В соответствии с подписанным между нами договором прежде, чем вступать в какие-то военные коалиции или заключать соответствующие соглашения, союзник должен провести консультации со своими партнерами по ОДКБ. Никаких таких консультаций Астана не проводила и не заявляла о них.

ВЫСОКИЙ СТАНДАРТ

То, что армия Казахстана вполне соответствует натовским стандартам, – давно не секрет. Она, по сведениям The Military Balance, насчитывает около 50 тыс. военнослужащих и имеет в своем составе 28 бригад: 10 механизированных, четыре десантно-штурмовые, семь артиллерийских, одну реактивную артиллерийскую, две противотанковые, одну ракетную, одну инженерно-саперную и одну миротворческую. А также одну бригаду береговой обороны. На их вооружении состоят 980 танков, 2270 боевых машин пехоты, БТР и подобных им образцов боевой техники. А еще 1980 орудий полевой артиллерии, минометов и РСЗО, 172 противотанковые установки и 12 ПУ тактических ракет. 163 ударных самолета, 40 боевых вертолетов, 194 системы ПВО. Казахстанский флот оснащен 12 патрульными катерами и катерами береговой охраны.

Автору, к примеру, не раз приходилось встречаться с подразделениями вооруженных сил Казахстана на различных учениях. Их высокое профессиональное мастерство, отличная полевая выучка, умение принимать самое разумное решение по блокированию противника и нанесению ему разгромного поражения бросались в глаза. Как, впрочем, и отличная экипировка каждого военнослужащего – от рядового до генерала. У каждого из них был облегченный, но тем не менее весьма прочный бронежилет, радиостанция, оптические приборы, каска, на груди – разгрузка с запасными магазинами к автомату, подствольными гранатами, саперная лопатка западного образца и прочее, и прочее, что необходимо в бою. По своему обеспечению они сильно отличались от наших солдат. Конечно же, в лучшую сторону.

Во время учений «Рубеж-2006», что проходили возле Актау, на восточном берегу Каспийского моря, я даже подружился с командиром 37-й отдельной десантно-штурмовой бригады Аэромобильных войск Республики Казахстан гвардии подполковником Алмазом Джумакеевым. Алмаз рассказывал мне, что большинство казахстанских офицеров, особенно в старших воинских званиях, окончили высшие военные училища и академии еще в СССР. Но за годы независимости Казахстана и становления собственной армии успели поучиться в США, Германии, Великобритании, Италии, Турции┘ Познакомились с опытом западных армий, с их организацией военного строительства, многое переняли и воплотили в своих войсках.

Сам гвардии подполковник Джумакеев, командир полностью контрактной бригады, к примеру, окончил суворовское училище в городе Фрунзе (сейчас Бишкек), Рязанское высшее училище ВДВ, заочно – Военную академию Казахстана. Воевал на таджикско-афганской границе, летал на стажировку в США. Вместе с американцами и англичанами принимал участие в учениях «Степной орел-2003». Вылетели они тогда c базы Форт-Брэгг, что в Северной Каролине, с 3-й парашютно-десантной ротой 50-го парашютно-десантного полка 82-й десантной дивизии Пентагона на восьми Си-17 и одном Ил-76. Провели в воздухе 19 часов и 37 минут без посадки на промежуточных аэродромах и высадились на парашютах в горах Памира, крепко «повоевали» там.

Опыт тех маневров кавалер ордена «Айбын» применял не раз на учениях: «Степной орел-2004» с англичанами; «Рубеж-2004» с подразделениями российской, киргизской и таджикской армий, входящими в ОДКБ; «Жетысу-2004», «Рубеж-2005», в «Мирной миссии-2007», где вместе с казахскими, российскими и таджикскими подразделениями «воевали» и китайские десантные батальоны, штурмовая авиация Пекина.

Алмаз не скрывал, что его армия активно взаимодействует с НАТО по программе «Партнерства во имя мира», стремясь достичь совместимости в вопросах организации управления, применения оружия, выработки форм и методов ведения боевых действий в соответствии со стандартами Североатлантического альянса. Так же как они взаимодействуют и с Российской армией для решения общих задач в рамках ОДКБ и ШОС.

«Приятно стоять в одном строю с американскими офицерами, с российскими, с офицерами других стран, – говорил мне Алмаз, – и чувствовать, что твоя армия выглядит на их фоне и рядом с ними ничуть не хуже».

ЛЕЧЬ ГРУДЬЮ НА АМБРАЗУРУ

И такие мнения мне приходилось слышать не только от гвардии подполковника Джумакеева. Но вот готов ли он повоевать не на учениях, а в реальных боях, к тому же на территории Афганистана, спросить у Алмаза мне не удалось. Дозвониться до гарнизона, в котором он служит, не получилось. Но, зная его, не сомневаюсь: офицер ответил бы мне что-то вроде того, что готов вместе со своими подчиненными выполнить любой приказ своего правительства. Других слов ожидать, видимо, не стоит. Поскольку вопрос – нужно ли Астане посылать своих миротворцев «за речку» для борьбы с талибами и «Аль-Каидой» в рядах Международных сил по содействию безопасности в Афганистане (ИСАФ), которые представляют там НАТО, и поддерживать американский контингент в этой стране – решать, конечно же, руководству Казахстана.

Но нельзя удержаться от попытки ответить на другой вопрос – надо ли это Астане или нет? С одной стороны, конечно же, стоит поддержать усилия НАТО и США по стабилизации обстановки в столь недалеко расположенном от Казахстана государстве. Если миротворческая операция альянса провалится и талибы опять возьмут власть в Кабуле, то, не исключено, они вновь попробуют распространить свое влияние за пределами Афганистана и пойдут на север, как это уже случалось в конце прошлого века. Удержать ситуацию с международными террористами и экстремистами в пределах существующих границ, а еще лучше ликвидировать эту опасность, в том числе и распространение наркотиков, незаконную миграцию, – задача не только для коалиционных сил НАТО, но и для государств Центральной Азии и даже России.

Здесь цели и задачи Брюсселя и Астаны, как, впрочем, ОДКБ и России, полностью совпадают. Казахстан, кстати, на протяжении последних двух лет (2007–2008 годы) оказал материальную и финансовую помощь Кабулу по восстановлению Афганистана на 2,5 млн. долл. Намерена Астана, как сообщается, готовить для правительства Хамида Карзая специалистов по антинаркотической борьбе, офицеров афганской армии. Но о планах послать свои войска «за речку» и принять участие в операциях НАТО руководство Казахстана никогда не говорило. Понятно, почему.

Урон НАТО в Афганистане уже давно перевалил за тысячу человек. Кроме того, с октября 2001 года там погибли 588 американцев, еще 2,7 тыс. получили ранения. И эти потери все время растут. По сравнению с прошлым годом, сообщил представитель командования американским контингентом в Афганистане полковник Грег Джулиан, они увеличились в три раза. По словам полковника, в нынешнем январе и феврале погибли 29 солдат и офицеров – треть из них подорвалась на минах, установленных на дорогах экстремистами. А за первые два месяца прошлого года – восемь военнослужащих.

Не случайно, несмотря на многие широковещательные заявления лидеров стран, входящих в НАТО, о готовности по просьбе Вашингтона увеличить свой военный контингент, никто из них в реальности не торопится это делать. И предложение Казахстану принять участие в миротворческой операции по восстановлению Афганистана, если бы оно действительно последовало, выглядело бы, как просьба «лечь грудью на амбразуру». Захотят ли в Астане рисковать жизнями своих солдат вместо тех, кто начал эту операцию, – вопрос открытый.

ЕЩЕ ОДНА ПОПЫТКА?

Есть в ситуации с приглашением Казахстана в Афганистан еще один момент. НАТО, как организация, не признает таковой статус ОДКБ. Не будем сейчас обсуждать причины этого. В Брюсселе стараются работать с каждым из государств, входящих в ОДКБ, индивидуально, по программе «Партнерство во имя мира» и по другим программам. В том числе и по транзиту своих невоенных грузов через их территории. И некоторые эксперты, с которыми автору удалось переговорить, увидели за словами спецпредставителя генсека альянса по Кавказу и Центральной Азии Роберта Симмонса о приглашении Астаны включиться в миротворческую операцию НАТО в Афганистане очередную провокацию с далеко идущими последствиями, а именно – попытку внести раскол в военный союз стран, объединившихся в ОДКБ.

Воинские части и подразделения Казахстана входят в Коллективные силы быстрого реагирования Центрально-Азиатского региона Коллективной безопасности ОДКБ. Они должны стать одним из основных участников Коллективных сил оперативного развертывания, которые формируются в рамках организации. И вдруг войти в Международные силы по содействию безопасности в Афганистане (ИСАФ) – это, на первый взгляд, может оказаться странным для союзников Астаны. Но, с другой стороны, Казахстан – суверенное государство и вольно строить свою политику и взаимоотношения с различными странами и международными организациями, исходя из своих национальных интересов. Этого у республики никто отнять не может.

Правда и то, что в столице Казахстана будут учитывать интересы своих ближайших соседей и союзников. В этом тоже сомневаться не приходится. Министр обороны Даниал Ахметов это еще раз подчеркнул в своей реакции на сообщение из Брюсселя. К тому же то, что Астана отказалась принять участие в учениях НАТО на территории Грузии, подчеркнули нам в Организации Договора о коллективной безопасности, наглядно показывает, что может ответить руководство страны на «афганское предложение» Брюсселя...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Борис Ковальчук займется цифровизацией Счетной палаты

Борис Ковальчук займется цифровизацией Счетной палаты

Ольга Соловьева

Совет Федерации утвердил в должности главного ревизора нацпроектов

0
282
Адвокатура нашла союзника в "Новых людях"

Адвокатура нашла союзника в "Новых людях"

Екатерина Трифонова

Воспрепятствование профессиональной деятельности защитников становится политическим вопросом

0
224
Путин укрепляет администрацию Кремля блоком по военно-идеологическому противостоянию с Западом

Путин укрепляет администрацию Кремля блоком по военно-идеологическому противостоянию с Западом

Иван Родин

Николай Патрушев и Алексей Дюмин стали помощниками президента РФ с изначально формальным функционалом

0
390
Ответственного перед Госдумой правительства пока нет

Ответственного перед Госдумой правительства пока нет

Дарья Гармоненко

Депутаты и сенаторы отчасти использовали новые конституционные полномочия

0
287

Другие новости