0
4281
Газета Культура Печатная версия

16.09.2021 18:33:00

В Школу за бешеным хворостом

Иосиф Райхельгауз поставил спектакль о конформизме взрослых

Тэги: школа современной пьесы, премьера, спектакль, бешеный хворост


203-7-1480.jpg
Актеры Рузиль Минекаев и Валерия Ланская
во время показа премьерного спектакля
«Бешеный хворост» в театре «Школа
современной пьесы».   
Фото агентства «Москва»
Школа современной пьесы выпустила премьеру спектакля о школе, школьных суровых нравах – им открыли сезон. Пьесу «Бешеный хворост» молодого драматурга Олега Маслова поставил сам художественный руководитель театра – Иосиф Райхельгауз, который выступил не только в роли режиссера, но и сценографа. В спектакле задействованы гениальные актрисы: Татьяна Васильева, Валерия Ланская, Джульетта Геринг. Все они органично вписались в образы учительниц. Будет еще другая версия спектакля, в которой ведущей скрипкой станет Татьяна Веденеева.

Центральный персонаж пьесы – типичный школьник Андрей Филиппов, который принял участие в протестном митинге, и его словили представители правопорядка. Теперь губернаторскому лицею для одаренных детей имени Сергия Радонежского предстоит разбираться с нарушителем стабильности. Директор школы (Татьяна Васильева) должна отчислить молодого начинающего революционера. Но юноша был на митинге не один, а с кем-то из одноклассников, которому удалось сбежать. И необходимо выяснить, кто это. Потому что отчислить одного сироту, у которого совсем недавно умерла от рака мать, некрасиво, да и губернатору нужно устроить в лицей двух своих племянников, а не одного.

Директор и две учительницы закрывают Филиппова в учительской и не дают ему уйти, пока он не признается, кто ходил с ним на митинг. Сначала просто прессуют, угрожая, что выгонят из школы, но Филиппов не боится, что его выгонят, говорит, что пойдет работать в «Макдоналдс». Затем предлагают миллион, секс и даже усыновление – светлое будущее. Но ничего не может заставить его выдать соратника…

В процессе подавления личности школьника педагоги теряют лицо: директор Извекова готова отчислить мальчика, к которому привязалась сердцем и хочет усыновить, ради места министра культуры области; заместитель директора Корнеева (Джульетта Геринг) готова опуститься до рукоприкладства; другая – Свиблова (Валерия Ланская) готова переспать с учеником.

Композиция зрительного зала необычная. Решение посадить зрителей и справа, и слева – сцена словно находится в проходе – увеличило вместительность зала. Актеры сидят на первом ряду, зрители становятся немыми участниками происходящего, словно присутствуют в учительской. Действие разворачивается медленно, в модной манере, словно смотришь документальное кино, а не спектакль. Спектакль поставлен непринужденно, и это и есть высшее мастерство, когда искусства незаметно, но оно есть в каждой детали, жесте и интонации. Декораций нет. Лишь окно, через которое струится свет; иногда оно становится экраном для видеопроекции.

Сбор труппы в театре прошел необычно: все желающие могли пройтись с актерами по бульвару с флагами, шариками и лозунгами, символизируя протестное настроение масс – поучаствовать в съемках материала для спектакля «Бешеный хворост».

Название может показаться странным, но оно метафорично. Бешеный хворост, или горький чай, – народное название ядовитого растения азалии, красивого и цветущего, но опасного. Директор лицея имеет странную привычку есть комнатные растения. Хорошо, что ее вовремя предупредили, и она ограничилась кактусами. Учителя, взрослые, становятся ядом, убийцами нового поколения, своих же детей.

В пьесе много поворотов, неожиданных для зрителя, накал страстей возрастает с приближением кульминации. Откровенные эротические сцены, мужской мордобой, женские разборки, ненормативная лексика немного шокируют. Зрители ощущают себя свидетелями крайне откровенного разговора.

Кто-то видит в школьнике Филиппове, которого играет начинающий актер, студент ГИТИСа, Рузиль Минекаев, героя, принципиальную личность, кто-то – отрицательного персонажа, который гробит Россию, мерзавца. Сам же режиссер Иосиф Райхельгауз говорит: «Здесь нет плохих и хороших. Нет героев и злодеев. Нет революционеров и ретроградов». А кто же есть? Есть зависимые от системы люди, которые плачут и смеются, ругаются и объединяются, сомневаются и уверенно напирают… Есть хозяева жизни и их подчиненные. Выстроена четкая иерархия. Губернатор давит на директора школы, директор – на заместителей, заместители – на учеников. «Ты никто, голодранец, быдло», – говорят они Филиппову, тебя взяли в лицей из жалости, потому что ты сирота, тебе повезло, но мы лишим тебя шанса на хорошую жизнь, потому что ты сопротивляешься, протестуешь, идешь против системы. А наши дети пойдут дальше, станут частью этой системы, поступят в хорошие вузы, будут служить в ФСБ, МЧС… Одного из таких детей играет молодой артист Александр Сеппиус.

«Несоответствие между бюджетными затратами на патриотическое воспитание и поведением наших учащихся, которые подрывают основы государственного строя», – это обвинение школы Министерством просвещения словно вырвалось из советского прошлого и грозит стать опять нашим будущим.

Школе современной пьесы удалось ухватить наконец современность за хвост. Это один из актуальных театров страны, его стратегия опирается на высокий профессионализм, эмоциональность и голос свободы. Зрители наградили в конце актеров бурными овациями, зал встал – это показатель успеха. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Отец Сергий выходит на охоту за героями русских сказок

Отец Сергий выходит на охоту за героями русских сказок

Наталия Григорьева

Героем нового сериала становится бывший священник, вооруженный осиновым колом

0
1274
Премьера спектакля "Жизнь есть сон" в Электротеатре Станиславский завершила фестиваль "Территория" в Москве

Премьера спектакля "Жизнь есть сон" в Электротеатре Станиславский завершила фестиваль "Территория" в Москве

Вероника Словохотова

Темница инстинкта и качели чувств

0
1754
В начале была музыка. Как проходят "Дни Савелия" в РАМТе

В начале была музыка. Как проходят "Дни Савелия" в РАМТе

Вероника Словохотова

0
2858
Бенедикт Камбербэтч сходит с ума по кошкам

Бенедикт Камбербэтч сходит с ума по кошкам

Наталия Григорьева

Актер сыграл в биографической картине про британского анималиста Луиса Уэйна

0
2508

Другие новости

Загрузка...