0
3369
Газета Экономика Печатная версия

12.07.2021 20:31:00

Толщина омлета по-прежнему не главная проблема российского бизнеса

Большинство предпринимателей не верят, что отечественная система правосудия может их защитить

Тэги: частный бизнес, регуляторная гильотина, правосудие, титов, путин

On-Line версия

частный бизнес, регуляторная гильотина, правосудие, титов, путин Проверки пожарной безопасности проводятся по ежегодному плану и графику. Фото РИА Новости

Предприниматели продолжают жаловаться на бизнес-климат в стране, хотя власти уверяют, что ситуация улучшается, и приводят в пример начатую еще правительством Дмитрия Медведева «регуляторную гильотину». Уполномоченный по защите прав предпринимателей представил президенту Владимиру Путину доклад о результатах своей работы в 2020 году, в котором отмечается, что на 40 решенных за год системных проблем добавилось 200 новых. Большинство предпринимателей считают, что административная нагрузка на их бизнес в прошлом году не снизилась, а более половины считают, что ситуация не улучшится и в 2021 году. Эксперты «НГ» отмечают, что, несмотря на то что «гильотина» начала действовать уже полгода назад, бизнесмены не понимают в деталях, как она проводится, и уверены, что этот процесс станет постоянным, так как еще много нелепых требований сохраняются.

Около 80% предпринимателей считают небезопасным ведение бизнеса в России и полагают, что законодательство не дает им достаточных гарантий от необоснованного уголовного преследования, говорится в докладе, который бизнес-омбудсмен Борис Титов представил президенту Владимиру Путину в понедельник. Эти данные получила служба специальной связи и информации ФСО, которая провела опрос среди 830 предпринимателей в 34 регионах. Согласно опросу, почти 80% предпринимателей по-прежнему не считают правосудие в стране независимым и объективным (интересно, что опрашивались также и прокуроры, среди них более 80% не согласны с такой оценкой предпринимателей). При этом Путин поддержал инициативу Титова организовать совместный с Генпрокуратурой мониторинг реализации федерального закона о государственном и муниципальном контроле. Новый закон очень благоприятен для бизнеса, так как делает акцент на профилактике нарушений в противовес наказанию, на применении риск-ориентированных подходов, заявил Титов.

Обвинительный уклон следствия является сегодня нормой при расследовании преступлений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, отметил Титов в докладе. Он решил прекратить заниматься возвращением бизнесменов из «лондонского списка» из-за отсутствия гарантий от Генпрокуратуры о неотправлении их в СИЗО. Список был составлен в феврале 2018 года после встречи Титова с покинувшими РФ бизнесменами, в отношении которых возбуждены уголовные дела.

Накануне вице-премьер – руководитель аппарата правительства Дмитрий Григоренко в интервью «Российской газете» рассказал, как упрощается жизнь бизнеса с проведением властями реформы контрольно-надзорной деятельности (КНД) – «регуляторной гильотины»: были отменены более 12 тыс. актов, в основном содержащих устаревшие требования советских времен. Например, устаревшие акты регламентировали, что при уборке шкафов крошки следует сметать с полок специальными щетками, обязывали мыть посуду ветошью, – отметил Григоренко. Но самый известный пример, связанный с «гильотиной», приводил бывший премьер Дмитрий Медведев – про толщину омлета.

По словам Григоренко, на смену прежнему регулированию пришло новое, составленное с учетом современных реалий, и было принято почти 450 актов. Если ограничиться только отменой требований, это могло привести к правовому вакууму, пояснил вице-премьер. Пример такого вакуума проводили зоозащитные организации: после отмены советского документа оказались без защиты места обитания морских млекопитающих, в том числе моржей.

Официально «регуляторная гильотина», частью которой стала реформа КНД, заработала с 1 января 2021 года. Как ранее сообщал Григоренко, 33% обязательных требований, которые бизнес должен был выполнять, отменены как избыточные или дублирующие (из 11,8 тыс. нормативно-правовых актов более 8,8 тыс. документов относились к временам СССР). В 2020 году был принят закон об обязательных требованиях, который ввел шестилетний цикл актуализации документов, то есть «гильотина» будет работать на постоянной основе.

Вопросы ветоши и толщины омлета, очевидно, не находятся в приоритете у бизнесменов. Эксперты «НГ» в целом поддерживают процесс упорядочивания требований и проведения проверок, но обращают внимание на невозможность быстро изучить все происходящие изменения и отмечают, что еще немало нормативных актов, требующих исправления. В аппарате уполномоченного обещают даже издать специальную памятку для предпринимателей.

Президент Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности (Союзлегпром), член правления РСПП Андрей Разбродин отметил в беседе с «НГ», что только у очень крупных компаний есть возможность тщательно анализировать результаты работы «гильотины». «У малых и средних предприятий нет столько юристов. В условиях кризиса и низкой маржинальности отдельно заниматься этим никто не будет. Бизнес эту «гильотину» не видит, не понимает, до тех пор пока его конкретно не коснется эта проблема. При этом в целом никто не против проведения этой работы, есть понимание, что ею нужно заниматься постоянно, не допуская, чтобы какие-то нормативные акты 40–50-летней давности использовались для давления на предпринимателей. Контроль должен быть минимальным и разумным. И определенный прогресс здесь в последнее время появился», – говорит он.

Глава Ассоциации малоформатной торговли Владлен Максимов отмечает, что, несмотря на объявленный запуск «гильотины», еще действует немало нормативных актов, которые усложняют жизнь бизнесменам. «Предприниматели занимаются рутиной и пока не очень в курсе происходящих изменений. В целом есть ожидание, что эта работа приведет к сдерживанию активности некоторых ведомств, особенно активно продуцирующих подобные документы», – указывает он.

Эксперт также надеется, что также будут отменены нелепейшие правила, противоречащие друг другу. «Например, по одним требованиям пожарный выход необходимо держать открытым, а по другим – ровно наоборот. До сих пор отравляет жизнь членам нашей ассоциации принятый впопыхах в 2015 году закон, ограничивающий торговлю табачными изделиями расстоянием не менее чем в 100 м от образовательных учреждений, при этом расстояние измеряется по прямой, не учитывая препятствий в виде реки или оврага, а к образовательным учреждениям относят, например, курсы кройки и шитья или клубы по интересам для пенсионеров», – сказал эксперт «НГ». 

Уменьшение количества проверок малого и среднего бизнеса не привело к ухудшению ситуации, констатировал в понедельник президент. Титов попросил продлить мораторий на проверки малого и среднего бизнеса до 2022 года. На его взгляд, «это сработало». «Хуже не стало», – согласился глава государства. «Мы видим, что контрольно-надзорные функции у нас в стране явно избыточны и их можно снижать», – отметил уполномоченный.

Общественный омбудсмен по защите интересов предпринимателей на спецрежимах Марина Блудян рассказала, что аппарат уполномоченного проводит активные консультации с МЧС, Роспотребнадзором, Рострудом, Ростехнадзором и другими контрольными ведомствами. На вебинарах те разъясняют подробности постановлений, регламентирующих все виды контроля. «По итогам обобщим услышанное и при участии Минэкономразвития создадим памятку для предпринимателей, которая поможет им справиться с будущими проверками», – пообещала Блудян.

Действие советских актов де факто уже и в прошлые годы не ощущалось, но, тем не менее, де юре они действовали и как козырь контрольно-надзорных органов могли быть вытащены в последний момент, сказал «НГ» советник уполномоченного при Президенте России по правам предпринимателей Антон Свириденко.

«К тому же была такая ситуация, когда многие акты наслаивались друг на друга – по одной теме действовало сразу несколько актов, непонятно было какие нормы применять. Суды принимали разные решения, ссылаясь на разные нормы, поэтому акты в любом случае надо было обновлять. Плюс российские акты тоже должны были быть отменены все, которые работали до 1 января 2021. Поэтому план по гильотине был полномасштабный, и отчасти ее удалось реализовать. Ряд избыточных требований действительно был отменен, и в общепите, и на транспорте, и в других видах деятельности».

Однако, говорит эксперт, полностью поменять ситуацию в лучшую сторону не удалось. «Больше 1 тыс. актов включены в спецперечень, который не отменяется. Плюс, многие требования, увы, просто перетащили из старых в новые. Например, в сфере фитосанитарного контроля или сферы охраны труда, - говорит Свириденко. - Например, порядком, утвержденным приказом Минздрава России от 15.12.2014 № 835н, который был выведен из под «регуляторной гильотины», установлено, что требование о прохождении обязательных предрейсовых медицинских осмотров распространяется и на индивидуальных предпринимателей (ИП) в случае самостоятельного управления ими транспортными средствами. Однако ИП сталкиваются со сложностями при соблюдении указанного требования, поскольку зачастую используют одно и то же транспортное средство как для личных, так и для рабочих целей, а разграничить цели использования объективно не всегда возможно».

У стороннего наблюдателя может создаться впечатление, что вся эта история с гильотиной стала пиар-проектом: ведется активная бумажная работа, сообщают о тысячах отмененных актов, но бизнес продолжает испытывать проблемы. Однако Свириденко с этим не согласен. «Нельзя назвать гильотину чисто пиар-проектом, но она могла отменить куда больше ненужных требований. Есть надежды, что все-таки она будет идти далее и постепенно выкашивать те ненужные нормы, которые остались и не давать пройти новым требованиям, которые не нужны», - говорит он.

При этом эксперт не видит у гильотины обратной стороны – то есть ситуации, когда некоторые требования или стандарты стоило бы сохранить или вернуть. «Вот чего делать не надо, так это возвращать требования к бизнесу. Как правило, требования в нашей действительности направлены на то, чтобы упростить жизнь госорганам и усложнить бизнесу. Поэтому новые требования к бизнесу должны применяться в самом крайнем случае и в новом законодательстве это отражено», - говорит эксперт.

При пересмотре и сокращении обязательных требований для бизнеса российские нормативные акты не менее подвержены комплексному анализу и проработке, чем отмена утративших значимость советских актов и актов РСФСР, сказал «НГ» руководитель экспертного центра "Деловой России" по контрольно-надзорной деятельности Ринат Гизатулин. «Работа по их пересмотру также ведется, но мы считаем, что в этом процессе недопустимо внесение изменений в нормативные правовые акты, уже скорректированные по итогам реализации механизма «регуляторной гильотины». Такие примеры говорят об отсутствии ограничений нормотворчества и создают угрозу ревизии и пересмотра результатов регуляторной реформы, - говорит он. - По нашему мнению, подобные случаи должны быть искоренены. Кроме того, продолжение регуляторное реформы должно в обязательном порядке охватывать всю иерархию нормативных правовых актов, начиная с федеральных законов, а также реализовываться на принципах создания условий для экономического роста, внедрения прорывных решений и технологий при обеспечении необходимого уровня безопасности в соответствующих сферах».

«Это комплексная переработка, которая продолжается и в 2021 году вместе с созданными рабочими группами от бизнес сообществ, которые выносят предложения и замечания на публичные обсуждения с представителями органов власти, целью которых является урегулирование разногласий между разработчиками нормативно-правовых актов (НПА) и бизнесом, продолжает эксперт. «Регуляторная реформа является дополнительным инструментом к эффективному законодательству и мы оцениваем ее как мероприятие, которое обязано продолжаться. При этом положительную роль для бизнеса может сыграть разработка единой систематизированной информации о количестве обязательных требований, которые следует соблюдать при осуществляемой предпринимательской деятельности», - говорит Гизатулин.

Во избежание «правового вакуума», когда старые требования отменены, а новые еще не изданы, необходим тщательный анализ и согласование замечаний между деловым сообществом и разработчиками НПА, прежде чем отменять акты в сферах деятельности, на которые распространен механизм "регуляторной гильотины", отмечает эксперт. «Цель регуляторное реформы заключается в ликвидации неопределенности при выборе предпринимателем необходимого правила поведения при осуществлении предпринимательской деятельности, - говорит Гизатулин. - Также мы признаем позицию председателя Национального союза защиты прав потребителей Павла Шапкина о том, что проверенные временем акты не стоит трогать, в частности, те акты советского времени, которые по-прежнему применяются на практике и включены Минюстом в состав обновленного законодательства».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Россия в лице Азербайджана, возможно, приобретает геополитического партнера

Россия в лице Азербайджана, возможно, приобретает геополитического партнера

Артур Аваков

Путин и Алиев договорились упрочить союз, а с Пашиняном в Москве поговорят потом

0
2393
Адвокатура нашла еще один аргумент против смертной казни

Адвокатура нашла еще один аргумент против смертной казни

Екатерина Трифонова

От судебных ошибок пострадают те, кому не хватит денег на хорошего защитника

0
1904
Сценарии будущего России по Стивену Коткину

Сценарии будущего России по Стивену Коткину

В чем прав, а в чем ошибается американский профессор

0
5123
Путин получил от Памфиловой удостоверение президента...

Путин получил от Памфиловой удостоверение президента...

Иван Родин

Системные партии отказались от губернаторских выборов

0
1361

Другие новости