0
7039
Газета Экономика Печатная версия

26.07.2022 20:32:00

Нарушителей "майских указов" все больше

Субъекты Федерации не справляются с обязанностями по выплате зарплат учителям и истопникам

Тэги: президент, майские указы, регионы, бюджетники, образование, учителя, зарплаты, вакансии, дефицит

On-Line версия

президент, майские указы, регионы, бюджетники, образование, учителя, зарплаты, вакансии, дефицит Учителям сельских школ трудно рассчитывать на большие зарплаты. Фото РИА Новости

Опросы показывают, что требования к школьным учителям растут, при этом нет недостатка в обществе и понимания важности профессии. Однако увеличивается число регионов, где зарплаты учителей отстают от средних заработков в регионе, а это минимальное требование, согласно «майским указам» президента от 2012 года. Образуются «дыры» в системе образования – есть регионы и федеральные округа, где растет дефицит учителей.

Среди топ-3 качеств, необходимых педагогу для уважения среди современных школьников, опрошенные Альянсом по защите детей в цифровой среде выделили способность интересно преподнести материал с использованием цифровых технологий (77%), харизму (62%) и высокую цифровую грамотность (59%).

А свежее исследование портала SuperJob показывает, что россияне к первоочередным статьям расходов государства чаще всего относят образование (53% опрошенных). Предыдущие исследования показывали, что учителей наряду с врачами и военными россияне относят к самым уважаемым профессиям. Однако престиж профессии, судя по зарплатам и росту количества вакансий, падает.

Проведенный же Центром экономики непрерывного образования РАНХиГС анализ кадрового обеспечения региональных систем общего образования показал, что в Дальневосточном, Северо-Западном, Сибирском, Уральском и Южном федеральных округах растет дефицит учителей в школах (анализ данных проводился детально: по учителям, педагогическим кадрам, руководителям и техническому персоналу).

Отношение вакантных должностей к численности работников общеобразовательных организаций становится все хуже, отмечают ученые. Если в среднем по РФ на начало 2021/22 учебного года показатель составлял 3,1%, то во всех регионах Дальневосточного федерального округа (за исключением Якутии) показатель хуже. Значительный дефицит педагогических работников отмечен в Сахалинской области – 10,4%, а в Чукотском автономном округе наблюдается острый дефицит руководящих работников от педагогики (11,2%).

В 6 из 14 регионов Приволжского округа относительное число вакансий педагогов превышает среднероссийский уровень, в том числе по учительским кадрам. Та же картина в 9 регионах Северо-Западного федерального округа (в том числе в Карелии, Архангельской, Вологодской, Калининградской, Мурманской, Новгородской и Псковской областях).

Та же проблема в 4 из 6 регионов Уральского округа. Показатель по вакансиям, в том числе по учителям, превышает среднероссийский уровень во всех регионах Южного федерального округа (за исключением Калмыкии и Ростовской области, где дефициты есть, но они не выше средних по стране).

Дефицит наблюдается в 7 из 10 регионов Сибири, при этом в Республике Алтай показатель примерно в 2 раза выше среднего, в Красноярском крае, а также в Иркутской области (примерно в 2,5 раза), в Тыве – более чем в 3 раза.

Более благоприятна ситуация в Северо-Кавказском (1,2%), Приволжском (2,5%) и Центральном (2,1%) округах, хотя школы Центральной России не избежали проблемы: в Ивановской области, например, дефицит педагогических работников составил 5,7%, почти вдвое выше среднероссийского уровня.

При этом, отмечают ученые, одновременно увеличивается число субъектов РФ, где средняя заработная плата педагогических работников школ в последнее время росла медленнее средней зарплаты по экономике их региона. Проанализировав данные Росстата, ученые установили, что в 2021 году разброс размера средней зарплаты работников государственных и муниципальных общеобразовательных организаций мог отличаться от региона к региону в 5 раз.

Они также обнаружили, что во многих регионах отношение зарплаты к средней по экономике региона было ниже 100% (что является нарушением положений указа президента от мая 2012 года). Только в 5 из 85 регионов зарплата учителей превосходит среднюю по экономике региона.

Уровень средней зарплаты менее 30 тыс. руб. был отмечен в регионах Северо-Кавказского федерального округа, а также республиках Адыгея, Калмыкия, Марий Эл и Мордовия, Алтайском крае, Ивановской, Курганской, Псковской, Смоленской и Тамбовской областях. В этих регионах, за исключением Дагестана, Калмыкии и Марий Эл, а также Кабардино-Балкарии, Алтайского края, Ивановской и Тамбовской областей, отношение зарплат к средней по экономике региона было ниже 100%.

Не дотянули до планки и в Башкирии, Коми, Тыве, Хакасии, Забайкальском, Красноярском, Ставропольском и Хабаровском краях, а также Архангельской, Воронежской, Иркутской, Калужской, Кемеровской, Курской, Мурманской, Нижегородской, Омской, Ростовской, Самарской, Томской, Тульской и Ярославской областях. «Таким образом, число субъектов РФ, в которых средняя зарплата учителей росла в последнее время медленнее средней зарплаты по экономике соответствующего региона, увеличивается», – констатировали в РФ.

«Чемпионами» стали только Магаданская и Сахалинская области, Москва, Ненецкий, Чукотский и Ямало-Ненецкий автономные округа: за исключением двух регионов, средняя зарплата школьных работников там выше, чем средняя по экономике региона.

Регионы стараются соответствовать требованиям Центра, но рост инвестиций, в том числе за счет инфраструктурных кредитов, приводит к накачке регионов деньгами, новые проекты тянут за собой рост зарплат и, как следствие, необходимость выравнивать под новый рубеж зарплаты бюджетников. Но автоматических механизмов выравнивания нет, хотя еще в прошлом году правительство должно было выработать что-то подобное.

Когда в феврале 2021 года президент Владимир Путин потребовал от кабинета министров и региональных властей внимательно изучить положение дел с зарплатами бюджетников, создавалось ощущение, что механизм будет выработан довольно быстро. По крайней мере президент высказал мнение, что «современные цифровые, информационные возможности позволяют сделать это не только в отношении каждой бюджетной организации, но и каждого конкретного специалиста». «Такие возможности, по сути, у нас сегодня есть. То есть на выходе должна быть полная, объективная, исчерпывающая картина», – указал президент.

При этом недостатка информации о ситуации с учителями скорее всего нет. В феврале уже этого года врио директора департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения Максим Костенко рассказывал в Совфеде, что 76% учителей (816 тыс. человек) получают оклад ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ). Это, конечно, не значит, что они живут на 13 890 руб. Эту сумму учитель получит, если отработает только 18 часов в неделю. Средняя зарплата учителя по России за 2020 год составляла 43,6 тыс. руб., сообщал Росстат. Впрочем, в вакансиях за январь–октябрь 2021 года средняя зарплата учителя составляла 23,5 руб. (в 2020 году – 20 тыс.).

Зарплата увеличивается по мере увеличения нагрузки: за классное руководство, за проверку тетрадей, за работу в сельской школе, за работу с детьми-инвалидами и т.п. Тем не менее все доплаты исходят из оклада, а его ставка, по информации Минпросвещения, в 15 регионах составляет менее 7,5 тыс. руб. Еще в 32 регионах – до 10 тыс., в 23 регионах до 12 тыс., в 10 регионах –до 15 тыс., и только в пяти регионах ставка учителей выше 15 тыс.

«Бюджеты многих регионов несбалансированы, у них высокая кредиторская задолженность, – пояснила «НГ» директор Института развития образования Высшей школы экономики (ВШЭ) Ирина Абанкина. – Именно они в первую очередь не выполняют своих обязательств по поддержанию зарплат работников школ на необходимом уровне. Они включают в заявки на субсидирование только педагогических работников, передавая заботу об учебно-вспомогательном и младшем обслуживающем персонале муниципалитетам, которым вообще неоткуда взять денег. Нам удалось включить в перечень педагогических работников библиотекарей, социальных педагогов, но проблемы возникают не только с административно-управленческим персоналом (чтобы попасть в «педагогический реестр», директор или его зам должны вести не менее шести часов уроков), но и с делопроизводителями, лаборантами, секретарями. Было предложение решить проблему дворников и истопников через аутсорсинг, но для маленьких сельских школ это нереализуемо, аутсорсинг эффективен, когда одна компания обслуживает много школ, но в маленьких населенных пунктах это не работает».

«Реальная структура зарплаты педагогов опирается на ставку и содержит помимо оклада широкий набор надбавок, стимулирующих, компенсационных и иных выплат, сказали «НГ» в пресс-службе Министерства просвещения РФ. – Средняя зарплата учителей в стране на протяжении последних лет стабильно находится на уровне не ниже средней зарплаты по экономике (заработной платы наемных работников). Но не менее важно, чтобы любой учитель четко понимал, из чего формируется его доход и был уверен в размере его гарантированной части. Минпросвещения совместно с Минтрудом ведет работу по выстраиванию отраслевой системы оплаты труда, которая позволит учитывать и эти аспекты с опорой на мнение самих педагогов, с которыми министерство находится в самом плотном контакте. Отметим что статистические данные не учитывают доплаты за классное руководство, которые также получают все классные руководители во всех регионах страны».


Читайте также


Правительство донастраивает налоговую систему перед реформой

Правительство донастраивает налоговую систему перед реформой

Ольга Соловьева

Бюджет оплатит закупку лекарств от разных форм гепатита

0
770
Путин собрал голоса 76 миллионов избирателей из 112 миллионов

Путин собрал голоса 76 миллионов избирателей из 112 миллионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Партийные кандидаты показали патриотические чувства и локальные успехи

0
745
Москва проголосовала за Путина

Москва проголосовала за Путина

Татьяна Астафьева

Выборы в столице прошли при высокой явке, без сбоев и нареканий

0
753
Как немецких школьников будут учить противостоять России

Как немецких школьников будут учить противостоять России

Олег Никифоров

Федеральный министр образования ФРГ предлагает ввести в школах уроки политвоспитания и гражданской обороны

0
693

Другие новости