0
9567
Газета Слово редактора Интернет-версия

12.10.1999 00:00:00

Гонители Cемьи и аннибалы "Отечества"


О ГАЛИМАТЬЕ

И все-таки во всей вашей галиматье, как говорил доктор Вернер Григорию Печорину, есть некий здравый смысл. Под галиматьей я подразумеваю как нынешнюю телевизионную пропаганду, так и дискуссию, развернувшуюся в Москве, к сожалению, в мое отсутствие, по поводу блеска и нищеты Сергея Доренко.

Здравый смысл в галиматье телевизионной пропаганды лежит там, где на встрече кинжального огня с той и другой стороны баррикады высекаются искры истины. Ведь до сих пор общество было крайне ограничено в своих возможностях узнать правду о правящем классе. Тем у кого не было собственных источников информации, приходилось читать "Советскую Россию" или даже газету "Завтра". Я, например, зная кое-что и помимо того, что пишут в газетах и показывают по ТВ, никогда не пренебрегал и этими двумя источниками знаний. А ведь некоторые этого стеснялись или не делали этого, руководствуясь классовыми инстинктами. Но теперь нет нужды ни в моей затратной любознательности, ни в насилии над своим эстетическим или классовым духом.

Я всегда считал, что свобода информации существует в современной России, но лишь для тех, у кого есть возможность читать (а для того - покупать) весь спектр российских изданий по устоявшийся уже формуле - от "Сегодня" до "Завтра". Теперь, с помощью важнейших из всех газет - телевидения, эта свобода стала действительно общедоступной. Согласитесь, в одном этом больше демократии, чем во всех предшествующих реформах вместе взятых. Зримо присутствующий в названии моей статьи величайший русский журналист назвал бы это срыванием всех и всячески масок, разделив лавры этой гражданской доблести между гг. Доренко и Киселевым. Вряд ли бы, конечно, он приравнял их, даже совокупно, к Льву Толстому. Тот все-таки до конца дней своих оставался чересчур аристократом. А вот Максим Горький времен написания "Вассы Железновой" вполне бы подошел. Неважно, что у каждого своя Васса. На то и многоканалье в российском телеэфире, чтобы давать обществу альтернативы. Слава Богу, ныне не 1996 год, когда все и стройными рядами промаршировали в одном направлении.

Конечно, хотелось бы, чтобы при встречном предвыборном бое в стороны летели не оторванные руки, ноги и репутации, а серебряные блески и конфетти. Но, во-первых, в какой цитадели демократии (хоть в первом Риме, хоть в четвертом) вы такое видели. В четвертом-то вообще анатомией любви публично занялись. Во-вторых, под микроскопом, а это главное орудие предвыборной борьбы, даже обычный человек выглядит не очень привлекательно, особенно в некоторых местах. А уж олигархи и их сиамские близнецы, наши политики, тем более не состоят из миниатюрных Храмов Христа Спасителя. Скорее уж из чистогана.

Наконец - это уже специально о журналистике - абсурдно даже представить, что предвыборная пропаганда и агитация, да еще при сомнительной легитимности всех современных состояний, сводилась бы к такому примерно диалогу Евгения Киселева и Сергея Доренко:

- Любезнейший Сергей Леонидович, не кажется ли вам. что достопочтенный Юрий Михайлович куда как добродетельней, чем благороднейший, но не вполне статный Борис Абрамович?

- Совершенно с вами согласен, всемилостивый государь мой, Евгений Алексеевич. Но мне кажется, что в характере Юрия Михайловича чересчур передано сахару. И он так глубоко любит москвичей. что для его здоровья, позвольте вам заметить, было бы даже опасным расстаться с ними на целых четыре года.

- Позвольте вам этого не позволить, Сергей Леонидович... Вот это - совершенная галиматья, даже и великим Гоголем приведенная лишь как исключение, а не правило при торге за мертвые души, простите - за голоса избирателей.

Такой же галиматьей, нет, более того - галиматьей в квадрате являются акции прогрессивной и высоко моральной московской интеллигенции, возвысившей свой голос в защиту неназванных, но почему-то столь очевидных достойных людей от ваххабитского терроризма "так называемого" Общественного российского телевидения.

Вот, например, Геннадий Андреевич Зюганов не был пока никем, даже Швейцарской прокуратурой, замечен в коррупции. Однако когда летом 1996 года, заводя речь о нем, один из российских телеканалов всякий раз давал видеоряд Виктора Анпилова, никто из великих гуманистов современности не возмущался такой подменой. А ведь это точно логика, несправедливо приписываемая Сергею Доренко как первооткрывателю: член большой семьи Зюганова равен самому Зюганову.

Или вот еще. Говорят, что нападки на Лужкова неприличны, ибо не содержат под собой фактов. Но не больше фактов пока и в нападках на Павла Бородина. Однако они почему-то не вызвали столь единодушной отповеди прогрессивной культурной общественности Москвы.

Я понимаю, что кто-то хочет видеть будущим президентом страны олигарха Юрия Лужкова. Я не понимаю, почему столь просвещенные люди возмущаются тем, что один олигарх борется против другого так, как только и умеют бороться олигархи в тот период, когда победа одного олигарха будет означать полное, до самой крайности, поражение другого. Причем кровожадность обеих сторон во всяком случае не уступит кровожадности того же Анпилова.

Нет, я конечно, все понимаю. Равно как это понимает и возмущенная общественность, включая творческую интеллигенцию.

Похоже, что эта общественность просто уже сделала ставку на любовь будущего президента. Однако ошиблась с его фамилией. Это случается с русской интеллигенцией. Не в первый раз.

Все зло нынешнего режима, сложенного очень многими руками, решено свалить на 1) Ельцина; 2) Семью; 3) Березовского. О первых двух позициях мы еще поговорим. А пока несколько слов о последней.

О БЕРЕЗОВСКОМ

Борис Березовский давно уже избран многими в качестве жертвы. По всем пунктам, включая и пятый. Это не слишком справедливо, ибо грешили все вместе, а на заклание хотят послать одного.

Но проблема в том, что сам Березовский с такой участью, отведенной ему другими, не хочет согласиться. Конечно, для образа Главного Врага и Демона Зла он очень подходит. И проблемы здесь, видимо, не было бы, если б на ангельский чин нашлась подходящая кандидатура. Сошлись собственно на двух - на Лужкове и Примакове. Однако и у той, и у другой проявились слабости. И в смысле ангелоподобности, и чисто политические. Об этом - ниже. А сейчас - еще несколько слов о Березовском.

Тот, кто знаком с ситуацией в Дагестане, знает: в тамошнем общественном мнении почти признанном считается, что войну в Дагестане "организовал Березовский". Отголоски этой гипотезы робко, в качестве пробного шара, дошли и до Москвы. В виде известных "записей" телефонных разговоров Березовского с чеченцами.

Столь выгодный материал однако почему-то не был раскручен до конца. Почему?

Во-первых, достаточно сложно предполагать, что Березовский, будучи уверен, что все его разговоры прослушиваются, вел бы беседу на столь, мягко говоря, деликатную тему, по телефону.

Во-вторых, и это главное, совершенно очевидно, что чеченцев в Дагестан заманили - дали им вляпаться в это дело, чтобы получить законный повод для восстановления федеральной власти в республике и начала активной фазы борьбы против собравшихся в Чечне террористов. Явно это была операция российских спецслужб (не путать ее со взрывами домов), причем политически санкционированная на самом верху.

И в этом свете, вот моя личная гипотеза, Березовский в худшем случае мог быть использован российскими спецслужбами втемную, а вероятнее всего - действовал согласованно с ними. Только так можно логично объяснить факт открытых телефонных разговоров Б.Б. с любыми чеченцами, если тема и время переговоров были связаны с дагестанскими событиями, что пока никем не заказано. Вероятность использования Березовского "втемную" крайне мала, ибо у него, конечно же, в отличие от тех, кто приписывает ему абсолютную власть, есть понимание пределов возможного. Кроме того, Березовский прекрасно понимает, что контролировать можно только тех, кто проигрывает, а не тех, кто побеждает. Что бы он стал делать с победившими чеченцами?

При всей своей фантастичности, моя гипотеза куда более реалистична, чем теория "все устроил Березовский", предполагающая его абсолютное влияние на обе противоборствующие стороны сразу. Отмечу еще только, что мэр Махачкалы, лидер одной из наиболее влиятельных конкурирующих группировок внутри самого Дагестана, имеющий к тому же свои личные вооруженные отряды, является руководителем штаба движения "Отечество" в Дагестане со всеми вытекающими отсюда интересами и возможностями.

О СЕМЬЕ

Главная слабость нынешних атак на Семью состоит в том, что ведут ее бывшие члены Семьи, по разным причинам покинувшие ее в разное время.

Заметим, например, что Евгений Примаков, никогда к членам Семьи не причислявшийся, в публичных атаках на Семью не замечен, а вот московский мэр, безусловный член Семьи долгие годы, хотя иногда и изгонявшийся из нее за слишком навязчивое стремление стать единственным наследником, напротив, один из главных ныне гонителей членов своего когда-то домашнего круга.

О ЛУЖКОВЕ

Впрочем, это не главное. Главное, что Юрий Михайлович сделал грубейшую ошибку. Будучи искренним или заинтересованным активистом гонений на Семью, он вовремя не остановился. Вовремя - это в тот момент, когда скандал по дискредитации семьи перерос в скандал по дискредитации всей системы государственной власти в России, а главное - страны в целом. В первом случае мэр поставил под удар и себя как далеко не последний элемент этой власти. Во втором случае - перешел опасный рубеж внутри собственно российской элиты, почувствовавшей, что если кому-то удастся завалить Ельцина до выборов, то это, во-первых, не вполне хорошо для государства в целом (не случайно же республиканцы так и не пошли на импичмент Клинтона), а во-вторых, дает слишком большую фору одному из претендентов на президентский пост. В августе 1998 года Юрий Лужкову удалось заблокировать возвращение Черномырдина на пост премьера именно потому, что он, Лужков, представлялся многим (в первую очередь коммунистам) как более сильная фигура, которая обеспечит стабильность России. И которая, одновременно, войдя в Белый дом, еще больше свяжет себя с Ельциным, подорвав, а не укрепив тем самым свои шансы на кабинет в Кремле. Наконец, Юрий Лужков нестолько завысил (без достаточных оснований) планку успеха "Отечества" на предстоящих думских выборах, что по всем правилам политической жизни дальше могло быть движение только вниз, но никак не вверх. И приглашение Евгению Примакову возглавить фактически лужковское движение "Отечество - Вся Россия" логично расценили, с одной стороны, как неуверенность мэра в своих собственных электоральных перспективах, а с другой стороны, как попытку прикрыть личные уязвимые места щитом популярности академика. Наконец, конечно же, сверхсервильные лужковские СМИ оказались совершенно неспособными к большой пропагандистской войне с того момента, когда против мэра начали использовать его же оружие, которое до тех пор использовалось лишь против всех его конкурентов. Насмешки Доренко фактически обезоружили всю пролужковскую пропаганду и совершенно оголили в глазах избирателей образ московского мэра. Аннибалы "Отечества" таким образом добились своего. Причем самым простым способом: они легонько толкнули в спину конкурента, взобравшегося раньше времени на вершину, достичь которой необходимо было 18 декабря, а не полугодом раньше. И он, естественно, покатился вниз. Причем соратники по блоку, тоже, видимо, поверившие в свое время в неуязвимость лидера "Отечества", наблюдают за этим падением не только с недоумением, но и с определенным интересом: чем все это закончится? Когда нужно будет соскакивать с подножки, дабы и самим не оказаться в пропасти?

Особого желания помочь лидеру "Отечества" со стороны его компатриотов что-то не видно.

О ПРИМАКОВЕ

Главная проблема в этом падении - для Евгения Примакова. Конечно же, он совершил роковую ошибку, возглавив "ОВР" до парламентских выборов. Сам не выиграв ничего, Примаков, как оказалось, просто прикрыл своим авторитетом и рейтингом более слабого партнера, пик влиятельности которого, как оказалось, уже позади.

И хотя все политическое поведение Евгения Примакова было куда более осмотрительным, он не может теперь не ощутить того, как падающий рейтинг Лужкова будет тащить вниз и его собственный рейтинг.

Ясно, что ни при каких обстоятельствах ОВР не получил бы первое место в Думе. На первом, естественно, будут коммунисты. Но теперь, особенно если раскрутка "Единства" будет успешной, ОВР может оказаться и за чертой первой тройки: КПРФ, Яблока и "Единства".

О ПУТИНЕ

Судя по всему, подтвердятся два основных закона лидерства в России XX века. Первый - лысый сменяет лохматого. И второй - москвич никогда не бывает главой страны.

Именно Владимир Путин отвечает обоим критериям. Кроме того он оказался самым дееспособным премьером последних лет. И дело не в тяге народа к "честному чекисту". Дело в том, что Путин начал решать те проблемы, о которых все остальные лишь говорили. Или даже предпочитали молчать. Коррупционный скандал тоже ему на руку. Сам он его не инициировал и не раскручивает, но гонители Семьи и аннибалы "Отечества" делают эту работу за Путина, давая ему возможность собирать плоды, причем на той делянке, на которой он сочтет нужным.

Конечно, далеко не все предрешено. И усиление Путина уже вызывает недовольство не только у противников Кремля, но и у некоторых его сторонников. От президентского гнева, мотивированного или не очень, зарока нет. Но скоротечность финала заканчивающейся политической партии, жесткость и решительность Путина, а также война на ослабление друг друга гонителей Семьи и аннибалов "Отечества" дают ему большой шанс.

На прошлой неделе Андроник Мигранян в своей статье в "НГ", перебирающей в некоторых местах по части эпитетов, был, на мой взгляд, слишком большим пессимистом. В нынешней ситуации внутриэлитная борьба, во-первых, неизбежна, а во-вторых, не обязательно катастрофична. По большому счету мы наблюдаем первую стадию крушения олигархической системы. В этом - позитив и надежда. А консолидация элит в результате этой войны может даже возрасти. За счет ослабления крайностей.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Лукашенко научит Россию регулированию цен

Лукашенко научит Россию регулированию цен

Михаил Сергеев

Евразийский банк развития обещает Белоруссии новое инфляционное давление

0
526
Пенсионеры спасут белорусскую промышленность

Пенсионеры спасут белорусскую промышленность

Дмитрий Тараторин

Лукашенко осознал дефицит рабочих рук и велел принять действенные меры

0
612
Вклады россиян в банках не живут даже несколько лет

Вклады россиян в банках не живут даже несколько лет

Анастасия Башкатова

Центробанк и Минфин заочно поспорили – из чего формировать источники длинных денег для экономики

0
843
Иностранцев будут активнее учить российским традициям

Иностранцев будут активнее учить российским традициям

Екатерина Трифонова

Работа по интеграции и адаптации мигрантов пока остается на региональном уровне

0
571

Другие новости