0
777
Газета События Интернет-версия

29.11.2001 00:00:00

Картины из Грозного вернулись домой

Тэги: аукцион, сотбис, интерпол, картина


Позавчера поздно вечером в Москву из Лондона прибыли полотна, которые должны были выставляться на торгах аукционного дома Сотбис и были сняты с них буквально в последний момент. Это два портрета четы Зубовых работы неизвестных художников начала XIX века. А вчера в Министерстве культуры состоялась пресс-конференция, где руководитель департамента по сохранению культурных ценностей МК РФ Анатолий Вилков подробно рассказал о событиях вокруг этого "изъятия".

Оба полотна принадлежали раньше коллекции Грозненского художественного музея. Когда в начале 1995 года войска Дудаева вынуждены были покинуть город, они оставили музей в руинах. Основная часть живописно-графической коллекции, состоявшей из 3,5 тысячи единиц хранения, была разграблена местными жителями и боевиками. Известно, что небольшая часть картин находится в собственности одного из мелких полевых командиров, который ищет сейчас пути их продажи внутри страны.

Портреты Зубовых числились в Государственном регистре культурных ценностей, похищенных и находящихся в розыске, куда начиная с 1997 года вносятся и бывшие экспонаты Грозненского музея. Когда в начале ноября нынешнего года представители аукционного дома Сотбис прибыли в Москву для участия в XI Российском антикварном салоне, они привезли с собой каталоги предстоящих русских торгов в Лондоне. Естественно, попали каталоги и в департамент по сохранению МК, одной из задач которого является проверка по Государственному регистру произведений искусства на всех российских и зарубежных аукционах. Специалисты департамента обратили внимание на лоты # 6 и 7 - портреты графа и графини Зубовых. Определив их происхождение из Грозного, обратились в Интерпол, который связался с домом Сотбис. Британские антиквары, дорожащие своей репутацией, лоты с торгов немедленно сняли. В Москве об этом стало известно буквально за два-три дня до торгов, назначенных на 20 ноября. В Лондоне Анатолий Вилков в Скотленд-Ярде встретился со "сдатчиком" полотен, то есть с нынешним владельцем. Выяснилось, что это живущий во Франции известный русский антиквар, который приобрел полотна в Германии, не зная об их криминальном прошлом. Он с готовностью согласился вернуть картины в Россию, более того, заявил, что у него есть еще три подобных портрета. Эта информация сейчас проверяется. Следы же привели к первому владельцу картин - германскому бизнесмену, работавшему в Москве в начале 90-х гг.

Сейчас полотна приводятся в порядок реставраторами, будет проведено их экспертное исследование (так как нынешнее их авторство, приписываемое С.Щукину и А.Молинари, не соответствует истине). Затем их разместят в хранилище в Москве и будут ждать, пока мирная жизнь окончательно придет в Чеченскую Республику. Тогда картины из Грозненского музея вернутся домой.

Это не первый пример возвращения полотен, похищенных из Грозненского музея изобразительных искусств. Самая громкая история связана с картиной Франца Рубо "Пленение Шамиля", написанной в 1886 году. Она была украдена из музея в январе 1995 года и более пяти лет хранилась в одном из горных населенных пунктов Чечни. В конце мая 2000 года сотрудники ФСБ РФ и УФСБ по Республике Ингушетия вернули Минкульту России уникальный экспонат, обнаруженный в тайнике под днищем остановленного на блокпосту рефрижератора. По официальной версии, похитители намеревались вывезти картину через Азербайджан в Израиль на продажу за, по некоторым данным, 1,5 млн. долларов.

А в августе 2000 года в Чечне произошла загадочная история с 13 живописными полотнами. Сотрудники спецназа ГУИН Минюста России задержали на границе с Дагестаном прописанного в Санкт-Петербурге чеченца, который вез с собой картины. Задержанный представился Лечей Абаевым, членом Союза художников России, и заявил, что возвращается из родного села Верхний Суворов-Юрт и везет не представляющие особой ценности копии. Художника задержали, а на блокпост привезли экспертов, которые обнаружили на трех изъятых картинах инвентарные номера Эрмитажа, сотрудники которого предположили, что картины могли принадлежать Грозненскому музею.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2143
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4871
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2671
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3075

Другие новости