0
1273
Газета Армии Интернет-версия

22.09.2000 00:00:00

Вправо, влево или назад?

Тэги: Мольтке, Германия, патриотизм, воспитание


Неотъемлемой частью жизнедеятельности вооруженных сил любого государства является национально-патриотическое воспитание военнослужащих, основанное на уважении к истории страны, ее военным традициям. Сохранение и упрочение последних воспитывает у офицеров и солдат гордость за принадлежность к армии, благоприятно сказывается на их морально-психологическом состоянии, способствуя выполнению стоящих перед ними задач.

И в вооруженных силах ФРГ бережно относятся к военному прошлому Германии, используются ее исторические военные символы и церемонии, такие, например, как награждение за особые заслуги учрежденным в 1813 г. в период освободительных антинаполеоновских войн "железным крестом". Соблюдаются традиционные ритуалы: принятие присяги, подъем государственного флага, торжественная вечерняя заря, вынос знамени воинской части.

Однако сложной проблемой в данной области для бундесвера является преодоление нацистского прошлого. Она возникла с момента создания ВС ФРГ, но первый официальный документ на сей счет был опубликован только в июле 1965 г. В директиве министра обороны ФРГ "Бундесвер и традиции" проводилось размежевание между западногерманскими вооруженными силами и вермахтом, закреплялся отказ от употребления нацистских символов. К сожалению, невысокая ее эффективность была обусловлена тем, что в ней не удалось четко сформулировать разницу между собственно военными традициями и традициями, созданными под влиянием национал-социализма. Поэтому документ не стал серьезным препятствием на пути проникновения неонацистских идей в казармы.

Откровенно профашистское выступление бывшего полковника люфтваффе в одной из частей бундесвера в 1976 г. явилось поводом для обсуждения данной проблемы на заседании бундестага. Принимается решение о полном запрете нацистской пропаганды в вооруженных силах. Затем была подготовлена действующая до сих пор директива министра обороны "Основные направления понимания традиций и их сохранения в бундесвере". В ней отмечается, что незаконный режим, каким был третий рейх, не мог создавать традиции, и подчеркивается, что в бундесвере основой военных традиций являются свободолюбивое и демократическое направление немецкой истории, задача сохранения мира. В то же время в документе говорится о необходимости обсуждения ценностных ориентиров, имеющих отношение к прошлому.

В настоящее время позиция высшего западногерманского командования мало в чем изменилась. В принятом в феврале 1993 г. новом внутреннем руководстве (общевоинском уставе) германских вооруженных сил отношение к военным традициям прошлого сформулировано достаточно неопределенно. В нем указано, что традиции бундесвера "в условиях новейший немецкой истории подвергаются переоценке и переосмыслению". Бесспорным признается лишь тот факт, что "традиции упраздненной после объединения Германии Национальной народной армии бывшей ГДР, вследствие ее партийно-классового характера, не могут лечь в основу строительства бундесвера".

Между тем, как известно, в XX веке Германия дважды развязывала мировые войны и терпела в них поражение. Это создает большую сложность для поиска положительных примеров для воспитания немецких солдат. Хотя многие в вооруженных силах оценивают ситуацию достаточно оптимистично. Так, представитель министерства обороны капитан Кан особых проблем здесь не видит: "С самого начала мы заявили о том, что бундесвер не имеет ничего общего с вермахтом и не принимает никаких его традиций".

Но значительная часть немцев категорически не согласна с мнением г-на Кана, полагая, что германское военное наследие оказывает серьезное негативное влияние на современное немецкое общество и вооруженные силы ФРГ. Об этом, в частности, свидетельствует история передвижной фотовыставки "Преступления вермахта во второй мировой войне", которая в 1998-1999 гг. демонстрировалась почти во всех крупных городах Федеративной Республики и повсюду вызывала острые споры. Общественность при этом волновал вопрос: "Почему руководство бундесвера запретило коллективные и организованные походы солдат на эту выставку и насколько сильны в сегодняшних вооруженных силах ФРГ симпатии к неонацистским и экстремистским идеям?"

О существующей проблеме использования военных традиций в воспитании военнослужащих убедительно свидетельствует статистика роста правоэкстремистских проявлений в бундесвере. Так, в ежегодном отчете пресс-службы минобороны ФРГ за 1999 г. в очередной раз обращается внимание на рост правого радикализма среди военнослужащих. Министр обороны страны Рудольф Шарпинг подчеркнул, что в 1998 г. был зафиксирован 301 случай его проявления против 250 в 1997-м, причем в основном речь шла об использовании нацистской символики и атрибутов.

Чтобы понять всю сложность проблемы, необходимо напомнить, что в начале 50-х годов, когда формировался бундесвер, кадры для него могли быть найдены только среди бывших солдат и офицеров вермахта. Других опытных военных в Германии просто не имелось. Первый канцлер ФРГ Конрад Аденауэр в этой связи заявлял: "Я не верю, что НАТО согласится с тем, чтобы в немецкой армии служили двадцатилетние генералы".

Случаев, когда офицеры вермахта, причастные к военным преступлениям, получали отказ от зачисления на службу в бундесвер, практически не было. Это привело к тому, что костяк его составили 8 тыс. офицеров, кавалеров "Рыцарского креста" - высшей военной награды гитлеровской Германии.

Согласно заявлениям представителей министерства обороны, это постепенно делается. Но, по данным Зандера, до сих пор около 30 казарм бундесвера все еще носят имена гитлеровских полководцев.

В 1997-1998 гг. в связи с многочисленными проявлениями неонацизма в вооруженных силах министерство обороны вынуждено было принять экстренные меры. Решено, например, не призывать в бундесвер молодых людей, придерживающихся праворадикальных взглядов. Строгий учет политической ориентации призывников позволит, по мнению руководства вооруженных сил, более целенаправленно проводить воспитательную работу и строже контролировать ситуацию, чтобы правоэкстремистские идеи не распространялась среди молодых солдат.

Одновременно в бундесвере ведется активная работа по созданию собственных традиций. К ним можно отнести празднование "Дней воинской части", мероприятия в связи с поступлением на вооружение новых образцов боевой техники, торжественное принятие присяги, публичное чествование военнослужащих, добившихся хороших результатов в боевой подготовке.

Новым моментом в создании современных военных традиций руководство бундесвера считает его миротворческую деятельность. Отмечается, что германские солдаты завоевали авторитет, принимая участие в различных миротворческих миссиях. О немецкие военных все чаще говорят теперь как о тех, кто спасает и помогает. Начиная с 1991 г. они начали регулярно участвовать в гуманитарных акциях за пределами ФРГ: работали в полевых госпиталях ООН в Камбодже, обеспечивали тыл голубых касок в Сомали, доставляли гуманитарную помощь для беженцев Руанды, оказывали транспортную поддержку международным наблюдателям в Ираке. Теперь в этот перечень следует дополнить поддержанием мира в Боснии (самая крупная миротворческая операция бундесвера за всю его историю) и в Косово.

Планируется более активно использовать в национально-патриотическом воспитании немецких военнослужащих богатые военные традиции более раннего периода, в частности прусской и кайзеровской армий. Но ведь тогда военная машина Германии была одной из мощнейших в Европе и германское общество пронизывал дух милитаризма. В этой связи часто цитируются слова кайзера Вильгельма II, сказанные им в 1900 г. в честь наступления ХХ века: "Первый день нового столетия наша армия, наш народ встречают во всеоружии, сплоченные вокруг своих боевых знамен. Мы преклоняем колено только перед святым воинством царя небесного". Переход в новый век рассматривался Вильгельмом как возможность утвердить могущество Германской империи. Ярким свидетельством господствовавших в то время в стране настроений стали результаты опроса об итогах уходящего столетия, опубликованные газетой "Берлинише цайтунг". Самым великим мыслителем XIX века, поставив его выше Канта, немцы назвали немецкого военачальника фельдмаршала Гельмута фон Мольтке.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
291
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
375
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
300
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
262

Другие новости