0
1650
Газета Армии Интернет-версия

01.12.2000 00:00:00

Версии выстраиваются в логическую цепь

Тэги: АПЛ Курск, версии, подлодка


На днях в Центральное конструкторское бюро морской техники (ЦКБ МТ) "Рубин" в Санкт-Петербург из Мурманска поездом доставлена очередная партия фрагментов с АПРК "Курск", поднятых в ходе операции водолазов-глубоководников с норвежского судна "Регалия". Продолжается изучение около 150 кассет с видеозаписями, сделанными в ходе обследования лежащей на грунте субмарины глубоководными аппаратами "Мир" и при подъеме тел погибших подводников на судно "Регалия" в октябре-ноябре. По заявлениям представителей "Рубина", работы по установлению причин гибели АПРК "не прекращаются" и "по каждому конкретному эпизоду дается официальное заключение", для чего "изучаются и вновь доставленные детали".

Однако анализ данных, собранных уже сегодня, позволяет с высокой степенью достоверности определить ход событий, приведших к катастрофе, а также воспроизвести общий вид подлодки, затонувшей на дне Баренцева моря. 12 августа на момент взрыва торпед в 11.30 отряд боевых кораблей (ОБК), по которому должен был производить торпедную атаку "Курск", находился более чем в 30 милях севернее района катастрофы и обеспечивал другую АПЛ СФ. Район, где находился "Курск", ОБК планировал пройти в период от 13.00 до 15.00. Таким образом, никакой торпедной стрельбы "Курск" не производил, тем более что находился в это время на перископной глубине, о чем свидетельствуют его поднятые выдвижные устройства.

Представители завода-изготовителя ("Дагдизель") аккумуляторных батарей (АБ), установленных на одной практической торпеде УСЭТ-80, М.И. Гаджиев и военпред А.Ю. Баранов находились на "Курске", чтобы проверить эксплуатационные качества АБ большей емкости,

нежели предыдущие, и зафиксировать неизменность скорости и дальности хода торпеды на стрельбе. Новая АБ позволяет в два раза продлить срок ее эксплуатации при производстве практических стрельб. За 20 лет эксплуатации АПРК проекта 949, 949А произведено около тысячи выстрелов такими торпедами, и не было ни одного аварийного. Но и здесь дело до стрельбы не дошло. То есть командированные и их работа никоим образом не могли вызвать внештатную ситуацию.

Тем не менее совершенно очевидно, что пожар в первом отсеке возник из-за торпеды

65-76 с газотурбинным двигателем, застрявшей в торпедном аппарате. Торпеду в аппарате заклинило из-за сильного механического удара по корпусу лодки. Наиболее вероятная причина - столкновение с иностранной подводной лодкой. Скользящий удар ее рулевого пера (горизонтальных рулей), как считают некоторые специалисты, привел к сильной деформации торпедных аппаратов "Курска".

Этот вывод очень похож на вероятные причины катастрофы "Курска", опубликованные в "НВО" # 34 еще 15 сентября с.г. Действительно обе практические торпеды: УСЭТ-80 и 65-76, как правило, заряжают в правые торпедные аппараты (ТА). При столкновении под острым курсовым углом с иностранной АПЛ первым был смят как раз правый внешний ТА калибра 650 мм, в котором и лежала практическая торпеда 65-76. При скорости относительного встречного сближения подлодок около 20 узлов (10 м/сек), этот ТА был смят вместе с торпедой за одну секунду. Почти мгновенно в замкнутом объеме соединились весь запас горючего (керосин) и окислителя (перекись водорода), что привело к взрывному воспламенению всего запаса топлива и взрыву порохового ускорителя в хвостовой части торпеды.

Давление корпуса иностранной АПЛ от головы торпеды к ее хвостовой части направило этот взрыв (эквивалентный взрыву 150 кг тротила, как зафиксировала норвежская сейсмическая станция) на заднюю крышку ТА, которая была вырвана, и форс огня ударил в первый отсек, личный состав которого сразу погиб, не успев ничего доложить в Центральный пост АПЛ. Мгновенно возник объемный пожар. Начались многочисленные короткие замыкания в основной силовой электросети. Управление подводной лодкой утратилось, сработала аварийная защита ядерных реакторов. Эти же короткие замыкания в первом отсеке при слабой защите силовых электросетей привели к возгораниям главных распределительных электрощитов и пультов управления в турбинных 7-м и 8-м отсеках. Поэтому тела погибших подводников поднимали на поверхность со следами ожогов, полученных в ходе борьбы за живучесть при пожаре. Температура в первом отсеке в течение первых двух минут возросла до 500-700 градусов, что и привело к взрыву 18 стеллажных боевых торпед.

Вид атомохода "Курск" после катастрофы, лежащего на дне Баренцева моря, возможно, именно такой, как он представлен на рисунке, наблюдали водолазы-глубоководники. Наверное, поэтому ЦКБ МТ "Рубин" и планирует отрезать первый отсек, возможно, наварить новую прочную носовую переборку на корпусе второго отсека и уж затем поднимать весь АПРК от 2-го до 9-го отсека включительно вместе с 6-м реакторным отсеком.

Удивляет пассивность наших высших органов законодательной и исполнительной властей (в том числе и МИДа), которые даже не попытались добиться доступа для осмотра тех трех АПЛ НАТО, что находились

12 августа рядом с "Курском", - АПЛ "Мемфис" и "Толедо" ВМС США и АПЛ "Сплендид" ВМС Великобритании. Заявления о том, что наших специалистов никогда не пускали на подлодки этих флотов (чтобы не создавать прецедент), совершенно не обоснованы. Так, в ноябре

1991 г. главнокомандующий ВМФ СССР адмирал флота Владимир Чернавин и сопровождающие его офицеры ВМФ посетили АПЛ "Батон Руж" ВМС США в пункте ее базирования (по своему выбору, к смотру ее не готовили).

Заявления некоторых экспертов из Великобритании о том, что АПЛ "Сплендид" не была в Баренцевом море, так как де она была возвращена в базу общим приказом Первого морского лорда после аварии ядерного реактора на АПЛ "Тайерлесс" (в июле), также не выдерживают критики. Ибо в августе возвратили в базы только подлодки типа "Трафальгар" (к этому типу относится и "Тайерлесс"), на которых и ранее бывали тяжелые аварии ядерных реакторов.

АПЛ "Сплендид" типа "Свифтшур" давно проверены в эксплуатации и являются самыми надежными в британском флоте. Так что "Сплендид" тоже надо посмотреть. Но одних усилий Минобороны РФ оказывается мало.

Необходима помощь Федерального собрания, правительства (вплоть до премьер-министра) РФ и их обращения к своим коллегам в США и Великобритании. Молчание министерств обороны этих стран в ответ на запрос нашего военного ведомства общественностью России однозначно воспринимается как подтверждение виновности одной из подлодок НАТО.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Ярослав Вилков

0
1661
Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
2703
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
4016
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
3020

Другие новости