0
753
Газета Армии Интернет-версия

19.12.2003 00:00:00

Наследники "Русского витязя" опять на распутье

Валентина Рогова

Об авторе: Игорь Иванович Хворов - командующий ВА ВГК (СН), генерал-лейтенант.
Валентин Григорьевич Рог - академик АВН и РАЕН, доктор военных наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники России, генерал-майор авиации в отставке.

Тэги: дальняя авиация


ВЗЛЕТ 23 июля 1913 г. первого в мире тяжелого четырехмоторного самолета "Русский витязь", созданного русским авиаконструктором Игорем Сикорским, знаменовал собой рождение качественно нового направления в развитии авиации. А ровно через год и пять месяцев - 23 декабря 1914 года военный министр России вводит в действие "Положение об организации эскадры воздушных кораблей "Илья Муромец" - первого в мире авиационного соединения тяжелых бомбардировщиков. Это событие вошло в историю отечественных ВВС как День Дальней авиации - средства Верховного главного командования и главной ударной силы ВВС России.

В годы становления советской власти на смену "Муромцам" приходят тяжелые бомбардировщики ОКБ Андрея Туполева. Важной вехой в развитии Дальней авиации (ДА) явились беспосадочные перелеты на самолетах АН-25 с известными летчиками Валерием Чкаловым и Михаилом Громовым во главе экипажей. В них ярко проявились такие важные оперативно-стратегические свойства ДА как большая глубина боевых действий без дозаправки, способность эффективно выполнять полеты в простых и сложных метеоусловиях, днем и ночью над безориентирной местностью.

Согласно предвоенным взглядам советского военного искусства основным предназначением Дальней бомбардировочной авиации (ДБА) считалось проведение самостоятельных стратегических воздушных операций. Однако с началом Великой Отечественной войны главной задачей стало уничтожение боевой техники и живой силы немецко-фашистских войск на поле боя и в ближайшей оперативно-тактической глубине противника. Привлечение ДБА к решению несвойственной ей боевой задачи - авиационной поддержке войск - было предопределено жизненной важностью решения основной для того времени стратегической задачи: всеми силами и средствами остановить стремительное наступление немецко-фашистских войск на Москву, Ленинград и Киев. Только за первые четыре месяца войны ДБА совершила 12 764 боевых самолето-вылета. Наиболее подготовленными частями наносились эффективные авиационные удары по военно-промышленным и административно-политическим центрам противника. За первые шесть месяцев войны ДБА совершила 366 самолето-вылетов в глубокий тыл противника, в том числе наносила удары по Берлину, Варшаве, Данцигу, Кенигсбергу, Плоешти, Бухаресту.

В боевом применении ДБА в начальный период войны имели место и серьезные недостатки, приведшие к неоправданным потерям. Так, соединения действовали днем без надежного прикрытия истребителей, на малых высотах, в зоне эффективного огня вражеской ЗА. В первые недели войны боевые задачи ДБА ставили все: и НКО, и командующий ВВС, и командующие фронтами. Лишь 4 июля 1941 г. директивой Ставки ВГК было установлено: боевые задачи ДБА может ставить только начальник Генштаба лично.

По постановлению ГКО #1392 от 5 марта 1942 года на базе ДБА была создана Авиация Дальнего действия (АДД) с непосредственным ее подчинением Ставке ВГК. Со славной боевой историей АДД связано и нанесение мощных массированных авиационных ударов по объектам глубокого тыла противника, и проведение эффективных самостоятельных воздушных операций. И это вопреки тому, что АДД в 1944 году совершенно необоснованно была преобразована в 18 ВА ВВС СА. Через два года, в апреле 1946-го, 18 ВА достойно преобразуется в Дальнюю авиацию. Это исторически сложившаяся оргструктура оставалась неизменной с 1946 по 1980 г., что способствовало успешному развитию качественно новых оперативно-стратегических свойств ДА.

Важная роль ДА в эффективном огневом поражении вражеских объектов в глубоком тылу, за пределами зон досягаемости традиционных современных огневых средств, в сложных горных условиях, в темное время суток подтверждена и опытом войны в Афганистане. Следует подчеркнуть, что ДА вела боевые действия в Афганистане ограниченным количеством авиаполков в сравнительно небольшой промежуток времени - 3,5 месяца. Боевых потерь самолетов ДА не было.

В 50-е годы на вооружение Дальней авиации поступает стратегический авиационный комплекс, состоящий из стратегического самолета Ту-95к и крылатой ракеты воздушного базирования (КРВБ) с ядерной боевой частью и дальностью пуска до 600 км. В 1958 году в СССР создаются первые соединения баллистических ракет класса "земля-земля" с ядерными зарядами. Они вошли в состав 43 и 50-й воздушных армий ДА. Таким образом, ДА объективно стала родоначальником стратегических ядерных сил (СЯС) СССР. В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 31.12.1959 г. соединения баллистических ракет, входящие в состав воздушных армий Дальней авиации, в 1959 году передаются в состав РВСН - нового вида ВС СССР.

Известно, что в истории взаимоотношений между США и СССР был такой критический период, когда ядерное сдерживание осуществлялось не только поддержанием в высокой боевой готовности МБР и выполнением боевого патрулирования в океанских водах АРПЛ, но и за счет боевого дежурства в назначенных зонах определенного числа стратегических самолетов США и стратегических самолетов ДА СССР с оружием на борту.

Все изложенное - убедительное свидетельство того, что в интересах обеспечения военной безопасности Российской Федерации, главными целями которой согласно Военной доктрине РФ является "...предотвращение, локализация и нейтрализация военных угроз Российской Федерации", требуется не только сохранять, но и укреплять, и развивать авиационную составляющую СЯС - Дальнюю авиацию.

После развала СССР в 1991 году ВВС России получили в наследство от СССР около 60% боевых самолетов и всего 40% военных аэродромов. Понесла потери и ДА. На территории Украины осталось 43 стратегических самолета (24 Ту-95мс и 19 Ту-160). И только в 2000 году в Россию из Украины было возвращено на основе договоренности руководства обеих стран лишь 8 Ту-160 и 3 Ту-95мс.

Негативное влияние на боевую мощь ДА оказывают необоснованно частые изменения оргструктуры. Это не только снижает уровень воздушной выучки экипажей стратегических и дальних самолетов, но и приводит к безвозвратным потерям опытного руководящего звена, особенно летных кадров, неустойчивости выполнения НИОКР и т.п. В январе 1980 г. ликвидируется командование ДА - орган оперативно-стратегического звена управления в ВС, которое в течение 34 лет (1946-1980 гг.) совершенствовалось и стало надежным органом управления АСЯС. Вместо командования ДА формируется управление 37 ВА ВГК (СН) - оперативный орган управления АСЯС. Потребовалось 8 лет доказательств, чтобы вначале политическое, а затем и военное руководство страны восстановило уже растерянное по всем направлениям командование ДА в 1988 г. В 1997 г. наступил очередной этап ломки оргструктуры: командование ДА ликвидируется и вместо него опять формируется 37 ВА ВГК.

Возвращение оргструктуры Дальней авиации к закрепленному опытом десятилетий ее развития командованию Дальней авиации - объективная необходимость, которую могут и должны осознать в руководстве Минобороны России. Чем раньше это состоится, тем прочнее станет военная безопасность РФ.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Собрание Пушкинского музея пополнилось редкой картиной

Собрание Пушкинского музея пополнилось редкой картиной

Анастасия Башкатова

Коллекция как напоминание о принадлежности к западноевропейской цивилизации

0
1800
Картофель и молоко вывели Белоруссию в лидеры по узнаваемости

Картофель и молоко вывели Белоруссию в лидеры по узнаваемости

Анастасия Башкатова

Семь из десяти россиян доверяют производителям из братской республики

0
2152
Ускорение инфляции – плохой сигнал для политики Центробанка

Ускорение инфляции – плохой сигнал для политики Центробанка

Михаил Сергеев

Чиновники мегарегулятора наблюдают за сокращением своего влияния на экономику

0
3166
На досрочных выборах в парламент Британии возрастают шансы "третьей силы"

На досрочных выборах в парламент Британии возрастают шансы "третьей силы"

Данила Моисеев

Консерваторы слишком дискредитировали себя, но и лидер лейбористов не самый заслуживающий доверия политик

0
2348

Другие новости