0
2621
Газета История Интернет-версия

06.03.2014 00:01:00

Картонажные забавы

Тэги: костюхина, детский оракул


костюхина, детский оракул

Марина Костюхина. Детский оракул. По страницам настольно-печатных книг. - М.: Новое литературное обозрение, 2013. – 656 с. (Культура повседневности).

В те давние-давние времена, когда не было еще ни компьютеров, ни смартфонов, ни кино, ни телевизора, дети очень часто (иногда вместе со взрослыми) проводили досуг за настольными играми. Их было великое множество – головоломки, змейки, шарады, ребусы, «гуськи»… Эти игры в былые времена занимали заметное место в жизни маленького человека. Потом под напором иных форм развлечений (полезных и не очень) они ушли в тень. Но не исчезли из обихода полностью: и в наши дни в молодежных клубах и кафе можно встретить компанию, азартно сражающуюся в «Мафию» или в игру, созданную по мотивам книг Бориса Акунина или Вадима Панова. Впрочем, игровая современность почти не затрагивается в книге «Детский оракул». Культуролог Марина Костюхина написала подробнейшее исследование о русских настольно-печатных играх ХVIII – первой половины ХХ века. Эта тема редко удостаивалась прежде специального внимания ученых. Между тем она – источник ценнейших сведений о самых разных аспектах российской жизни былых времен. Образцы старых игр и эпизоды игрового досуга можно увидеть на прекрасно подобранных иллюстрациях.

Детская настольная игра – это и развлечение, и воспитание, и обучение практическим, полезным в жизни навыкам. В старой России такие игры (в отличие от азартных) назывались общеупотребительными. «Эти игры доставляют удовольствие дружелюбным общением, приятным оформлением, культурным антуражем. Игры выполняют и другие функции помимо досуговой. В схематичном виде они дают знания о содержании предметного и природного мира… Игры не лишены морализаторских целей, напоминая участникам о нравственных ориентирах в жизни человека. Игры могут служить источником актуальной информации, сообщая новости подобно газетам», – отмечает автор книги.

В разные исторические периоды игры велись по разным правилам, хотя многие из их сюжетов, по мнению Марины Костюхиной, имеют общую «фольклорно-мифологическую основу, притягательную для человека с глубокого детства». Многие игры построены на таких универсальных понятиях, как «дорога», «охота», «сражение», «поединок». Перемещение фишек по определенному маршруту, нанесенному на игровое поле, можно уподобить путешествию в другой город или жизненному пути в целом. В отличие от подвижных игр настольные требуют спокойной обстановки, удобного помещения, сосредоточенности и вдумчивости участников. Они развивают здоровый азарт, чувство соперничества и командный дух.

Золотым веком русских настольно-печатных игр автор называет середину ХIХ столетия. В ту пору «взрослые развлекались играми с детской непосредственностью», а картины увлеченно играющих людей часто становились для художников, поэтов и философов аллегориями жизненных событий. Игральный кубик символизировал слепой жребий судьбы. После революции аполитичным детским забавам объявили решительный бой. Пионерскую игротеку стали формировать на правильной классовой основе. В 20-е–30-е годы создавались детские игры на такие темы, как присоединение западных областей Украины и Белоруссии, военные действия на КВЖД и у озера Хасан, поиск шпионов, спасение челюскинцев, полярные походы ледоколов. Большой популярностью пользовался квест, предлагающий участникам совершить вместе с немецкими пионерами путешествие из фашистского Саара в красную Москву. Разработкой игр занимались видные ученые и педагоги, а цензура могла и забраковать что-нибудь за «идеологическую невыдержанность». Так, однажды был изъят из обращения тираж игры «Черный Петя», в которой недостаточно уважительно были представлены угнетаемые капиталистами негры. При этом многие советские игры представляли собой адаптированные переделки дореволюционных «гуськов» и ребусов.

Исследователи не всегда понимают, к какому «ведомству» отнести настольные игры. Если с шашками и шахматами все более или менее понятно (это спорт), то игры-путешествия, картонажные панорамы и разрезные азбуки типологически располагаются где-то между игрушками и книгопечатной продукцией и имеют определенное родство с лубком и комиксом. Немало интересного может рассказать оформление многих игр. Бывают, конечно, игры без картинок (как, например, лото или «морской бой») или с типовой графикой, но попадаются и подлинно художественные экземпляры. Марина Костюхина убеждена, что взаимодействие книжной и настольно-игровой культуры в России было очень значительным. Например, игры первой половины ХIХ века «создавались с оглядкой на печатную книгу, а среди авторов было немало литераторов». До революции выпускались игры по мотивам «Робинзона Крузо», «Приключений барона Мюнхгаузена», романов Жюля Верна, рассказов Конана Дойла. В советское время тексты для игр писали Александр Введенский, Борис Житков, Лев Кассиль (последний также выступал на эту тему как критик). Существовало и внешнее сходство игр с книгами. Два этих культурных явления на протяжении многих десятилетий вели между собой здоровую конкуренцию. Ныне можно сказать, что проиграли оба – Интернету, электронным «читалкам» и компьютерным играм.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Хунта Мьянмы смягчается под давлением оппозиции и повстанцев

Хунта Мьянмы смягчается под давлением оппозиции и повстанцев

Данила Моисеев

Аун Сан Су Чжи изменена мера пресечения

0
702
Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Владимир Скосырев

Мониторинг КНДР будут вести без России и, возможно, Китая

0
1047
Уроки паводков чиновники обещают проанализировать позднее

Уроки паводков чиновники обещают проанализировать позднее

Михаил Сергеев

К 2030 году на отечественный софт перейдут до 80% организаций

0
839
"Яблоко" занялось антитеррором

"Яблоко" занялось антитеррором

Дарья Гармоненко

Инициатива поможет набрать партии очки на региональном уровне

0
812

Другие новости